Нeфть дoрoжaeт, aльтeрнaтивныe истoчники энeргии тoжe
Пo крaйнeй мeрe, на первый взгляд, нефть восстанавливается. 8 февраля стоимость барреля нефти марки Brent впервые более чем за год поднялась выше $60. Растет и стоимость металлов, используемых в аккумуляторах. Цены на кобальт, литий и некоторые редкоземельные металлы взлетели с конца прошлого года, а никель и медь переживают еще более длительный подъем. Хочется думать, что это признак конкуренции топлива будущего. Однако в реальности и для нефти, и для металлов все гораздо сложнее.
Безусловно, рост цен на нефть отчасти связан с ожиданиями относительно спроса. Инвесторы на рынке нефти надеются, что вслед за Китаем спрос вырастет и в других странах. В Индии увеличивается потребление топлива для приготовления пищи на основе сжиженного нефтяного газа. Предложенный президентом Джо Байденом пакет стимулов в размере $1.9 трлн может привести к скачку экономической активности в Америке, а, следовательно, и увеличить спрос на нефть.
Однако темпы восстановления экономики вряд ли можно гарантировать. Медленное распространение вакцин и появление новых, более заразных штаммов covid-19 по-прежнему давят на нефтяные рынки. Действительно, рост цен гораздо больше связан с ограничением предложения, чем с уверенностью в спросе.
На подъеме
Источник: The Economist
Самое важное, что Саудовская Аравия, фактический лидер Организации стран-экспортеров нефти, похоже, полна решимости поддерживать цены. В январе королевство заявило, что сократит добычу в феврале и марте еще на 1 млн баррелей в день. В других странах добыча по-прежнему ограничена.
Некоторые африканские производители сталкиваются с дефицитом предложения из-за отложенных инвестиций в новые проекты и снижения производства на существующих объектах. По данным Goldman Sachs, в Америке добыча нефти в январе была на 13% ниже, чем год назад. Экспорт из Ирана вряд ли будет расти быстрыми темпами. В интервью CBS News, Байден заявил, что не планирует в ближайшее время отменять санкции в отношении этой страны.
Спрос на металлы растет
Спрос на металлы, используемые в аккумуляторах, способствует росту цен. Наибольший интерес проявляет Китай: в декабре продажи подзаряжаемых электромобилей там превысили 224 000, что является рекордным показателем и составляет 9.4% от общего объема продаж автомобилей. Это помогло поддержать спрос на кобальт, литий и некоторые редкоземельные минералы, включая неодим и празеодим. При этом важную роль сыграло ограничение поставок.
Covid-19 привел к перебоям в работе портов в ЮАР, откуда поставляется большая часть мирового кобальта, а также в Китае, крупнейшем в мире производителе и экспортере редкоземельных металлов. Пандемия нанесла удар и по никелевым рудникам в Индонезии. В Новой Каледонии, которая является четвертым по величине производителем никеля в мире, из-за протестов в декабре с требованием общественного контроля над национальными ресурсами было заблокировано несколько шахт, частично принадлежащих иностранным фирмам.
Далее в этом десятилетии можно ожидать расхождения цен на нефть и металлы для аккумуляторов, поскольку спрос на нефть падает, а спрос на электромобили и другие зеленые технологии растет. Тем не менее, может наступить период, когда ограничение предложения приведет к дальнейшему согласованному росту нефти и данных металлов.
Парадокс будущего
Что касается нефти, то в прошлом более высокие цены привели к росту расходов на проекты, что увеличивало производство и снова снижало цены. Уже появились признаки того, что петля начинает распутываться. В последние годы из-за низких доходов и опасений по поводу будущего регулирования инвесторы избегали капитальных затрат. На фоне быстрого падения спроса из-за covid-19 и избрания Байдена отказ от расходов в последнее время только усилился.
С момента вступления в должность Байден объявил о временном моратории на новые договоры аренды буровых на федеральных землях, а также о планах более жесткого регулирования выбросов метана и тщательного контроля за трубопроводами. Эти факторы не оказывают какого-то непосредственного сильного влияния на поставки нефти, но заставляют инвесторов с еще большим недоверием относиться к любому значительному увеличению программ инвестиций в компаниях.
В январе BlackRock, крупнейшая в мире компания по управлению активами, призвала компании раскрыть данные о том, как их стратегии согласуются с переходом на углеродно-нейтральную экономику к 2050 году. Неудивительно, что на прошлой неделе ExxonMobil и другие нефтяные гиганты, потрясенные большими годовыми потерями, вновь повторили обещания соблюдать дисциплину в вопросах управления капиталом.
Тем временем рынки накрывает волна «зеленого» энтузиазма. Сегодня производитель электромобилей Tesla стоит больше, чем восемь следующих по величине автопроизводителей вместе взятых. Банк JPMorgan Chase считает, что доля электромобилей (за исключением гибридов) в мировых продажах новых автомобилей вырастет с 3% в 2020 году до 15% в 2030 году.
По данным консалтинговой компании CRU Group, на долю электромобилей приходится около четверти спроса на кобальт, аналогичная доля приходится на неодим и празеодим и почти половина спроса на литий. Другие зеленые технологии также поддерживают цены на металлы. Медь необходима не только для электромобилей, но и для солнечных батарей, ветряных турбин и инфраструктуры 5G. Поэтому недавнее ралли может быть признаком необъяснимой модели будущего: более высокие цены как на нефть, так и на металлы, которые помогают ее заменить.