Инвесторы активно интересуются развивающимися рынками

В aвгустe инвeстoры aктивнo приoбрeтaли oблигaции фoрмирующиxся стран. Еженедельные покупки были в 10 раз больше, чем в среднем в первом полугодии. Эксперты задаются вопросом, с чем это связано?

С одной стороны, китайская экономика неумолимо снижается, в Турции продолжаются массовые чистки после попытки переворота. Олимпиада в Бразилии завершилась, и страна вновь погрузилась в свои проблемы, а министру финансов ЮАР уже в третий раз за текущий год грозит арест. Санкции против России со стороны Запада будут действовать до тех пор, пока Москва не перестанет вмешиваться в ситуацию на Украине.

С другой стороны, за последние полгода развивающиеся рынки продемонстрировали рост более чем на 20%, существенно опередив развитые. К примеру, индекс российского фондового рынка – Micex – торгуется на самой высокой отметке за все время.

Фонды облигаций, для того чтобы не отставать, вкладывают колоссальные суммы в обязательства формирующихся стран. Так, на данный момент в их портфелях таких бумаг ощутимо больше, чем в любой другой период за четыре года. Как мы уже сказали выше, в августе институциональные инвесторы еженедельно покупали в 10 раз больше бондов развивающихся стран, чем в среднем с января по июнь. Об этом свидетельствуют данные Института международных финансов.

На минувшей неделе ралли было уже не таким быстрым. Пришло время перевести дух и постараться понять, что происходит на самом деле.

В пользу роста: все только начинается

Не стоит удивляться, что цены повсеместно растут даже на рискованные активы в рискованных местах, поскольку ЦБ Японии, Европы и другие мировые регуляторы раскручивают печатные станки. Ставки по самым безопасным инструментам, которыми являются государственные бонды и корпоративные бумаги инвестиционного уровня, застыли на минимальных отметках за всю историю, практически не предлагая никакой будущей доходности.

По словам фондового управляющего Schroders Ролло Роскоу, в поисках заработка инвесторы переключились на развивающиеся рынки. Регуляторы заполняют финансовые системы деньгами. Используя их, игроки стараются купить все доступные активы на формирующихся рынках, вызывая тем самым сильный рост цен.

«Кто сказал, что в этом процессе не могут участвовать развивающиеся страны», – говорит Роскоу.

В действительности, даже после последнего ралли разница в оценках между сформированными и еще формирующимися государствами, измеряемая такими коэффициентами, как Р/Е и ему подобные, по-прежнему огромная. Если сказать, что политическая нестабильность ограничена только развивающимися странами, то это будет в корне неверно. Здесь достаточно вспомнить Дональда Трампа и референдум в Великобритании. Почему тогда инвесторам нужно отдавать такие большие суммы за якобы безопасные активы?

Пока ЦБ будут переживать за судьбу своих едва живых экономик, процентные ставки не сдвинутся с минимальных отметок, а ликвидность пойдет в банки и к другим заемщикам. Иными словами, формирующиеся рынки продолжат демонстрировать рост.

В пользу падения: впереди кризис

Спешить, однако, здесь не стоит. Стабильное увеличение в цене активов в странах с развивающейся рыночной экономикой прекратилось сразу после того, как один из членов ФРС допустил возможность повышения ставок уже в этом году и сказал, что рынок не учитывает такой возможности. Сдвиг самой важной в мире ставки с минимального уровня положит конец подходу «чем хуже — тем лучше» и приведет к переосмыслению соотношения риска и вознаграждения.

Кроме того, активы большинства формирующихся государств стоят дешево по вполне понятным причинам. Спады в России и Бразилии когда-нибудь закончатся, но никто не может с уверенностью сказать, что рост этих экономик будет стойким. Громадный риск для оценок представляет собой непонятное и непредсказуемое отношение КНР к реформированию своей неуравновешенной экономики.

Рекомендация «продать все поскорее» кажется преждевременной. Вместе с тем активы развивающихся рынков намного рискованнее, чем хотелось бы инвесторам, которые привыкли приобретать индексы широкого фондового рынка в уже сформированных государствах.

Вот какой совет дает Роскоу: «Мы стараемся не заниматься макроанализом развивающихся рынков. Вместо этого лучше фокусироваться на факторах роста конкретной компании, разбавляя их небольшой порцией макроэкономики».

Этот человек настроен позитивно в отношении ряда таких рынков, среди которых Россия и Румыния. В поисках доходности Роскоу наткнулся на Грузию – рынок с «интересной историей преобразований». Здесь обращаются бумаги только нескольких фирм, и, как правило, целыми днями, а то и неделями, не бывает ни одной сделки.