Какое будущее у инвестиционного менеджмента?

Всe мeньшe людeй в мирe гoтoвы плaтить кoму-тo за то, что он управляет их деньгами, даже если он делает это с успехом.

Зарабатывать деньги при помощи инвестирования средств других людей – успешный бизнес, который имеет более чем столетнюю историю. Компании по управлению активами с самого начала установили свой основной принцип: они могут брать комиссионные с размера находящейся в их управлении суммы. В связи с этим, когда рынок направляется вверх, увеличиваются и комиссионные сборы.

Но, как видно из названия недавно состоявшейся в Лондонской школе бизнеса конференции, инвестиционный менеджмент – это «индустрия в кризисе».

Абхиджит Равал, аналитик консалтинговой компании PwC, считает, что есть четыре основных проблемы данного сектора: низкий уровень отдачи, сокращение прибыли, ужесточение регулирования и широкое распространение роботов. А между тем все еще есть потенциал для роста, поскольку рабочие продолжают откладывать деньги на пенсию.

Однако в секторе отмечается такой же высокий уровень конкуренции, какой технологии принесли в другие сегменты рынка. Самым старым вызовом являются индексные фонды, которые стараются точно повторить результаты фондового индекса, такого как S&P 500.

Было необходимо несколько десятилетий, для того чтобы эти «пассивные» фонды получили широкое признание, и сегодня они стремительно наращивают долю на рынке. Так, крупный «пассивный» фонд Vanguard в 2016 году получил более 50% от общей суммы поступлений в мировые фонды.

Большие индексные фонды могут сократить размер комиссионных через экономию от масштаба. Коэффициент расходов Vanguard составляет только 0,04% от его активов. Средний «активный» фонд акций США, который старается оказаться выше индекса, берет комиссионные, размер которых равен 0,8%.

Такие фондовые менеджеры могут обещать превзойти рынок, однако на самом деле лишь немногие на постоянной основе могут достигать такой цели. В течение последних 15 лет только 8% фондов акций США показывали такой результат.

Согласно утверждениям некоторых компаний по управлению активами, они могут превзойти рынок через поддержку определенных компаний: те, что выглядят дешево по таким оценочным критериям, как стоимость актива и дивидендный доход. Однако даже в этом случае технологии активно конкурируют с инвестиционным менеджментом.

Компьютерные программы могут выбрать акции по тем же критериям, однако по более низкой стоимости. Эти smart beta фонды также уверенно наращивают свою долю на рынке. В результате средний комиссионный сбор уменьшился во всем секторе. По данным Investment Company Institute, средний уровень коэффициента расходов фондовых акций Америки, взвешенный активами, сократился с 0,99% в 2000 году до 0,68% в 2015 году.

То, как продаются сберегательные продукты, – одна из причин, почему дорогостоящие фонды до настоящего момента находятся на рынке. Многие мелкие инвесторы нуждаются в живых брокерах для получения консультаций, эти брокеры зачастую получают плату от компаний по управлению активами. После чего эти расходы перекладываются на клиентов в форме более высоких комиссионных сборов за управление.

Однако в данном случае технологии предлагают альтернативу в форме роботов-консультантов, которые дают недорогие советы инвесторам, диверсифицированные портфели на основе заданной цели и желаемого уровня риска. The Economist пишет о том, что такие услуги имеют популярность среди более молодых инвесторов, которые привыкли покупать финансовые продукты онлайн.

Еще одним вызовом для фондовых менеджеров стали изменения на рынке корпоративных пенсий. Все меньше компаний предлагают пенсионные планы с установленными выплатами, которые привязаны к зарплате работника; новые сотрудники сегодня имеют пенсионные планы с установленным объемом взносов, выплаты по которым не гарантированы.

Чаще всего пенсионные планы с установленным объемом взносов предлагают гарантийные фонды, которые предпочитают большинство сотрудников, часто они нанимают более ограниченное число фондовых менеджеров. Рынок все больше сосредотачивается в руках крупных групп по управлению активами и страховых компаний, которые могут заниматься администрированием плана и инвестированием.

В результате стал отчетливо прослеживаться процесс консолидации. В последнее время прошло несколько крупных слияний компаний по управлению активами, в том числе объединение англо-австралийской компании Henderson и фонда из США Janus.

Эксперты считают, что если сектор сможет адаптироваться к новой реальности, то он может быть успешным. Похоже, выходящие на пенсию представители поколения бэби-бумеров будут больше полагаться на собственные ресурсы и в меньшей степени на государство, а эти активы нуждаются в чьем-то управлении.

Многие инвесторы будут делать ставку на инвестиционные фонды с диверсифицированным инвестиционным портфелем, в котором есть и акции и облигации. Многие захотят получить совет от живого человека, а не от робота. Предложить все это по адекватной цене – самый главный вызов для инвестиционного менеджмента.