Мировая экономика восстанавливается несмотря ни на что | ProFinance.Ru

Мирoвaя экoнoмикa вoсстaнaвливaeтся нeсмoтря ни нa чтo

FIG.1

Крупныe сeгмeнты мировой экономики демонстрируют традиционные признаки V-образного восстановления. Во   многих странах месячные показатели говорят о   сильном отскоке в   июне и   июле, при этом прогнозируемый рост реального ВВП (с   поправкой на   инфляцию) в   третьем квартале составит 10-15% при прочих равных условиях.

Безусловно, можно подумать, что кажущийся подъем   — это просто техническое восстановление и   иллюзия на   фоне первоначального обвала. Вполне возможно, что так и   есть, особенно учитывая, что многие страны переживают вторую волну COVID-19, а   надежды на   раннюю вакцинацию не   оправдались. Никто не   знает наверняка. Придется подождать и   посмотреть на   доказательства, поскольку страны пытаются взять вирус под контроль и   при этом вернуть экономику в   нормальное состояние.

Баланс между контролем и   восстановлением

Хотя Соединенным Штатам пришлось дольше остальных бороться с   вирусом, там все   же удалось снизить уровень заболеваемости, что может способствовать летнему экономическому подъему. Судя по   последним данным, Китай успешно контролирует распространение инфекции, а   число выздоровевших постоянно растет. Учитывая доминирующую роль США и   Китая в   мировой экономике, такие позитивные события предвещают значительное оживление мировой торговли, несмотря на   продолжающийся конфликт двух стран в   сфере торговли и   технологий.

Что касается Европы, то   во   многих странах началась вторая волна COVID-19, причем рост заболеваемости представляет особую угрозу для восстановления Испании. Но   так происходит не   везде. Другие страны усилили меры контроля, и, если этого будет достаточно, они смогут сохранить восстановление на   прежнем уровне.

Чтобы быть более уверенными в   перспективах устойчивого экономического подъема в   конце 2020 года и   в   2021   году, нужно больше доказательств усовершенствования методов лечения и   безопасных, эффективных вакцин. Всякий раз, когда вакцина становится широко доступной, можно ожидать дальнейшего ускорения экономической активности. Те   отрасли, которые больше всего пострадали от   социального дистанцирования, включая международные путешествия, развлечения и   гостеприимство, начнут возвращаться к   жизни.

Фактически, если все вакцины, которые уже находятся на   третьей стадии испытаний, окажутся успешными, можно ожидать восстановления в   этих отраслях в   ближайшие месяцы, и   тогда надежда на   циклическое восстановление будет еще более оправдана.

Структурные проблемы

Но   есть и   ряд структурных проблем. Во-первых, самый острый вопрос этой осени заключается в   том, сможет   ли G20 под председательством Саудовской Аравии восстановить свои позиции и   обеспечить настоящее международное сотрудничество, как это было после глобального финансового кризиса 2008   года.

По   данным Всемирной организации здравоохранения и   других международных органов здравоохранения, для справедливого распределения вакцин среди 7.8 млрд человек во   всем мире необходимо примерно $35   млрд. Это ничтожная сумма по   сравнению с   тем, сколько многие страны G20 уже потратили на   поддержку внутренней экономики. Однако для глобального восстановления необходимо финансировать повсеместное распространение вакцины, а   не   только в   тех странах, где доступна вакцина.

Не   менее важен и   баланс между внутренним и   внешним ростом. Из-за беспокойства, вызванного пандемией, многие правительства, особенно в   Европейском союзе, внедрили небывалые фискальные стимулы в   сочетании с   беспрецедентной монетарной политикой.

Если не   произойдет внезапного и   значительного сокращения бюджетных расходов, то   благодаря экспансионистской макроэкономической политике внутренний спрос будет стимулировать восстановление сильнее, чем после кризиса 2008   года. Вероятно, это приведет к   более уверенному восстановлению мировой торговли, чем многие специалисты сейчас считают возможным.

Но   здесь возникает третий структурный вопрос. Кто и   когда оплатит все текущие расходы? По-видимому, страны с   развитой экономикой уже решили, что следует избегать преждевременного ужесточения фискальной политики. Но   многое, несомненно, будет зависеть не   только от   масштабов и   скорости восстановления экономики, но   и   от   размера бюджетного дефицита. Здесь стоит отметить, что ожидания дополнительных фискальных стимулов в   США в   последнее время снизились благодаря более высоким, чем предполагалось, данным по   занятости.

Что касается монетарной политики, то   недавнее заявление Федеральной резервной системы США о   переходе к   режиму «таргетирования среднего уровня инфляции» было воспринято как дополнительная форма поддержки. Но   есть оговорка. Будет   ли политика зависеть от   того, как на   самом деле развивается инфляционное давление. Если неожиданный рост инфляции встревожит финансовые рынки, политикам, возможно, придется снова менять подход.

Также остается открытым вопрос по   поводу реакции политиков на   изменения, вызванные кризисом COVID-19. Будут   ли они создавать новую деловую культуру, ориентированную на   «получение прибыли с   определенной целью», призывая (или поощряя) корпорации к   декарбонизации и   решению таких социальных проблем, как резистентность к   противомикробным препаратам и   угроза будущих пандемий? Это, безусловно, стало   бы позитивным знаком притом, что для правительств это не   такой уж   большой шаг.

Добавить комментарий