Мирoвoй экoнoмикe грoзит «oпaснaя дивeргeнция», дaжe нeсмoтря нa быстрый рoст
СШA не останавливаются на достигнутом в преддверии виртуального заседания Международного валютного фонда на этой неделе. Они вливают триллионы долларов бюджетных стимулов и восстанавливают свой титул защитника мировой экономики после того, как президент Джо Байдена отказался от главного принципа Дональда Трампа — «Америка прежде всего». В пятницу появились новости о крупнейшем найме сотрудников с августа.
Китай собирается сокращать стимулы, он также внес вклад благодаря успешной борьбе с коронавирусом в прошлом году.
Тем не менее, в отличие от последствий финансового кризиса 2008 года, восстановление кажется неравномерным, отчасти потому, что программы вакцинации и финансовая поддержка отличаются в разных странах. Среди отстающих — большинство развивающихся рынков и еврозона, где Франция и Италия ввели новые ограничения для сдерживания эпидемии.
«Хотя в целом перспективы улучшились, экономике угрожает опасная дивергенция, — заявила на прошлой неделе директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. — Вакцины пока доступны не всем и не везде. Людям по-прежнему грозит потеря работы и рост бедности. Слишком многие страны отстают».
В итоге могут пройти годы, прежде чем целые регионы мира смогут полностью восстановиться после пандемии, догнав США и Китай. По данным МВФ, к 2024 году мировой объем производства по-прежнему будет на 3% ниже, чем прогнозировалось до пандемии, причем больше всего пострадают страны, зависящие от туризма и услуг.
Неравенство
Подобное неравенство отражено в новых прогнозах Bloomberg Economics, согласно которым глобальный рост составит примерно 1,3% в первые три месяца 2021 года по сравнению с предыдущим кварталом. И хотя экономика США восстанавливается, Франция, Германия, Италия, Великобритания и Япония столкнулись с сокращением. Что касается развивающихся стран, то Китай явно опережает Бразилию, Россию и Индию.
В целом за год Bloomberg Economics прогнозирует рост на 6.9%, что является самым высоким показателем за все годы, начиная с 1960-х гг. Оптимистичный прогноз основан на таких факторах, как снижение угрозы заражения вирусом, расширение стимулов в США и триллионы долларов отложенных сбережений.
Многое будет зависеть от того, как быстро страны смогут привить население, учитывая, что чем дольше будет проходить вакцинация, тем выше вероятность, что вирус останется международной угрозой, особенно при появлении новых штаммов.
Трекер вакцинации Bloomberg показывает, что США вакцинировали почти четверть населения, тогда как Европейский союз еще не достиг уровня в 10%, а показатели в Мексике, России и Бразилии ниже 6%. В Японии этот показатель составляет менее 1%.
«Суть в том, что не должно быть никакого компромисса между ростом и сдерживанием», — заявил Мансур Мохи-уддин, главный экономист Bank of Singapore Ltd.
Бывший чиновник Федеральной резервной системы Натан Шитс ожидает, что США воспользуются виртуальными заседаниями МВФ и Всемирного банка на этой неделе, чтобы убедить всех, что странам пока не стоит отказываться от помощи экономикам.
Этот аргумент будет адресован в первую очередь Европе, особенно Германии, где давно существуют строгие фискальные ограничения. Совместный фонд восстановления ЕС в размере 750 млрд евро ($885 млрд) начнет функционировать только во второй половине года.
По словам Шитса, при этом США будут рассчитывать на две вещи: укрепление внутренней экономики и всемирно известный председатель глава делегации в лице министра финансов Джанет Йеллен, которая участвовала в заседаниях МВФ еще в бытность председателем ФРС. Однако когда речь зайдет о распространении вакцин, Штаты, скорее всего, предпочтут накапливать запасы для собственных нужд.
«Во время заседаний мы услышим возгласы возмущения по поводу равного доступа к вакцинам», — считает Шитс, который сейчас возглавляет отдел глобальных экономических исследований в PGIM Fixed Income.
Палка о двух концах
Бурно развивающаяся американская экономика, безусловно, станет локомотивом для остального мира, поглощая импорт. Но другим странам, особенно еще не окрепшим после кризиса, придется тяжко из-за роста стоимости кредитования.
«Стимулы Байдена — это палка о двух концах», — считает бывший главный экономист МВФ Мори Обстфельд, а сейчас старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне.
Он также добавил, что рост долгосрочных процентных ставок в США «ужесточает глобальные финансовые условия. Это влияет на долговую нагрузку для стран, которые еще сильнее погрязли в долгах во время борьбы с пандемией».
Главный экономист JPMorgan Chase & Co Брюс Касман заявил, что за последние 20-25 лет он не видел такого большого разрыва в ожидаемых показателях опережающей динамики США и других развитых стран по сравнению с развивающимися рынками. Отчасти это связано с различиями в распространении вакцин. Кроме того, это зависит от экономической политики в разных странах.
Центральные банки, которые в целом снизили процентные ставки и запустили программы покупки активов в прошлом году, действуют не согласовано с регуляторами некоторых развивающихся стран, которые начинают повышать процентные ставки, чтобы остановить инфляцию или отток капитала. Турция, Россия и Бразилия повысили учетные ставки в прошлом месяце, тогда как ФРС и Европейский центральный банк заявляют, что не будут делать этого в течение длительного времени.
Роб Суббараман, руководитель отдела исследований на глобальных рынках в Nomura Holdings Inc. в Сингапуре, считает, что Бразилия, Колумбия, Венгрия, Индия, Мексика, Польша, Филиппины и ЮАР будут проводить слишком свободную политику.
«Крупные центральные банки развитых стран пытаются нащупать предел безынфляционного роста. В этих условиях ЦБ развивающихся стран должны быть особенно осторожны и не отставать. Вероятно, им придется возглавить следующий цикл повышения ставок, а не копировать политику развитых экономик», — отметил Суббараман.
По мнению Касмана, перспективы мировой экономики выглядят следующим образом: «Условия роста по типу бума с довольно большими расхождениями».