Пoслeдняя нeдeля мeсяцa былa нaсыщeнa зaсeдaниями цeнтрaльныx бaнкoв, oт кoтoрыx никтo ничeгo не ожидал в принципе. Август, месяц отпусков и только трудоголик может начать принимать судьбоносные решения в аккурат перед тем как погрузить багаж в самолет. Кому, скажите мне на милость, охота прерывать свой отпуск или решать неотложные проблемы лёжа на пляже?
Отпуск, есть отпуск, в отпуске все нормальные люди отключают телефоны и кладут мозги на подзарядку, а некоторые специально уезжают в такую даль, где связь возможна только при помощи спутникового телефона, а он, как известно, удовольствие не дешевое, да и не каждому нужен. В этом смысле предполагать, что члены правлений центральных банков враги своему отдыху, по меньшей мере, наивно. Не то, чтобы у них не было денег на спутниковый телефон, но что это за отпуск, если во время него необходимо решать неотложные проблемы? Это не отпуск, это фриланс!
Заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США проходившее в середине прошлой недели, хотя и внесло изменения в текст опубликованного решения, но никаких особых намеков на скорое повышение ставки сделано не было. Комитет несколько сгладил формулировки и отметил, что: — «ситуация на рынке труда улучшилась и экономическая активность росла умеренными темпами», не обошли вниманием и заметное улучшение данных по новым рабочим местам в июне: — «после слабого роста в мае, прирост рабочих мест в июне был сильным». Да уж, слона в кустах было трудно не заметить.
Напомню читателям, что отчет по майской безработице вышел просто провальным, всего 11 тыс. рабочих мест. Именно этот отчет, наряду с опасениями относительно последствий «Brexit», и послужил формальной причиной для не повышения ставки в июне, хотя до этого отчета, шансы на её повышение были очень высоки. Зато отчет по безработице в июле показал прирост на 287 тыс. рабочих мест. Таким образом, во II квартале 2016 года, число рабочих мест в американской экономике увеличивалось в среднем на 140 тыс., что очень и очень неплохо. Лично у меня есть большое подозрение насчет того, что июньский отчет вышел плохим неспроста, но кто об этом вспоминает сейчас? Как говориться: — мавр сделал свое дело, мавр может быть свободен. Это я не про нынешнего президента США, хотя и про него тоже.
Собственно от текущего заседания никто сюрпризов и не ожидал. Кокетство Джанет Йллен о возможном повышении ставки — в июле, озвученное на июньской пресс-конференции, больше подошло бы для юной девушки на первом свидании, чем для руководителя крупнейшего банка, и всерьез могло восприниматься только прыщавым журналистом протуберантного возраста, пишущим для школьной стенгазеты, ибо никто другой на данный сюжет повестись не мог. Так, что здесь либо канва жанра, либо мадам уже впадает в детство, иначе никак не объяснить, зачем веселить публику оксюморонами: — проходное заседание ФРС на фоне обескураживающего отчета по безработице и повышение ставки, вещи не совместимые в принципе.
Единственным сюрпризом июльского заседания стал переход в «ястребы» президента ФРБ Канзас Сити – Эстер Л. Джордж, которая голосовала за повышение ставки на 25 базисных пунктов. Мотивы такого голосования остаются пока неизвестными, возможно мадам просто не хватило горящей путевки на Сейшельские острова, а за полную стоимость она лететь не хотела, вот и решила поработать вместо отпуска.
Теперь рынки будут гадать: — повысит ли ФРС ставку в сентябре? Хотя этот вопрос уже также перешел в категорию риторического, и представляет скорее секрет Полишинеля, чем задачку для анализа. На носу выборы Президента США, и устраивать падение рынка акций под занавес карьеры текущего президента вряд ли входит в желание ФРС. Тот и так не прославился ничем кроме надувания спекулятивного пузыря на фондовом рынке и увеличения государственного долга в два раза, а если еще и пузырь лопнет, так вообще можно войти в историю главным лузером Америки.
Скорее всего, ФРС пойдет на повышение ставки не ранее декабря, а возможно только в марте будущего года. Так, что рост курса доллара — вопрос совсем не очевидный, как это представляется некоторым моим коллегам, как и снижение нефти, которая хотя и снизилась, но по большому счету ткущее движение представляет скорее коррекцию к восходящему тренду, чем начало глобального разворота вниз. По крайней мере, дорожавший в конце прошлой недели, непонятно на чем, евро, вполне может прекратить снижение нефтяных котировок, которые за месяц потеряли почти 20% своей стоимости.
Гораздо больше решительных мер, в связи со значительным укреплением курса японской иены, можно было ожидать от Банка Японии проводившим свое заседание в пятницу. Однако регулятор ограничился полумерами и немного расширил покупки на японском фондовом рынке, да еще увеличил объемы программы предоставления долларовых кредитов для фирм и банков, под залог казначейских активов. Причем два члена Комитета — Сато и Куичи, активно голосовали против текущей политики количественного смягчения, которую по своей эффективности воздействия на инфляцию и экономический рост, можно сравнить с эффективностью горчичников при оживлении мертвеца.
В отличие от фондового рынка США, японский фондовый рынок не растет, и рекордов не ставит. Сколько Банк Японии денег не печатает, все они уходят как вода в песок. Ранее присутствие инвестиций в иене можно было наблюдать на американском и европейском рынках, но: — «куда деваются деньги сейчас?», вопрос весьма и весьма интересный. Не иначе подданные императора, вместо вишневого компота закручивают их в банки и прячут под сакурой. Между тем баланс Банка Японии в мае достиг 4 трлн. в долларовом эквиваленте и в скором времени собирается перегнать баланс ФРС США. Как это согласуется с укреплением иены – задачка в стиле клуба «Что, где, почем?».
Видимо поняв, что текущие меры не эффективны, оппоненты из Банка Японии предлагали Комитету сократить программу до 45 трлн., а также не проводить дополнительных покупок активов, т.к. это может привести к неправильной оценке рынками рисков. Но большинство членов собрания, проголосовало против весьма разумных предложений прекратить вакханалию денежной эмиссии, или хотя бы замедлить её. Хорошо хоть согласились вернуться к обсуждению эффективности текущей политики на следующем заседании.
Такая нерешительность в изменении мер стимулирования вполне понятна. Арсенал средств центральных банков скуден как никогда, а рынки уже не реагируют на гомеопатические инъекции ликвидности, им подавай лошадиную дозу, иначе кайф не тот. Не у всех же, как у Йеллен, супруг — нобелевский лауреат по экономике, что бы для поддержания текущих монетарных условий, операции типа «обратного РЕПО» придумывать.
Не удивительно, что после того как полумеры принятые Банком Японии были озвучены, японская иена стала укрепляться, причем у меня есть устойчивое подозрение, что поддержка на уровне 100, вскоре не устоит. Так что к тому моменту пока сотоварищи из Комитета по монетарной политики Банка Японии соберутся вновь, курс USDJPY вполне может протестировать зону 95 — 97.50, а фондовый рынок Японии опустится к отметке – 13000, с текущих — 16000.
Собственно от иены в мировой финансовой системе сейчас мало, что зависит, поэтому и спасение японских утопающих, дело рук самих утопающих, только вот остановиться Банку Японии, как впрочем, и любому другому центральному банку, будет гораздо труднее, чем начать. Финансовый делирий прогрессирует с каждый новым заседанием и рано или поздно все равно наступит кома. Так, что, увы: — конец будет печальным, возможно для всей мировой финансовой системы. Но это не сейчас, не в августе, и возможно даже не в этом году, ну или, по крайней мере, мне очень хочется надеяться на лучшее. Надеюсь, мне не придется прерывать свой отпуск, чтобы оперативно прокомментировать экстраординарное поведение рынков.
С уважением,
Аналитик: Александр БабенкоГК ИнстаФорекс © 2007-2016