Пандемия сместила приоритеты: теперь прибыль важнее долгосрочного роста | ProFinance.Ru

Пaндeмия смeстилa приoритeты: тeпeрь прибыль вaжнee дoлгoсрoчнoгo рoстa

FIG.1

Гoд будет хорошим для экономического роста. Массовое распространение вакцин в   сочетании с   многочисленными фискальными стимулами и   отложенным спросом дают основания для оптимизма в   2021   году. Однако есть и   препятствия на   пути восстановления экономики. Взять, например, рынок контейнерных перевозок, где цены подскочили в   ответ на   рост потребительского спроса в   США на   импортные товары.

Спрос на   товары вырос во   время пандемии, поскольку потребители тратят деньги на   физические предметы, а   не   на   такие виды деятельности, как путешествия и   походы в   кафе, в   результате чего предложение на   рынке контейнерных перевозок оказалось ограничено и   не   поспевает за   спросом. И   хотя, как правило, в   ответ на   растущий спрос необходимо соответствующим образом увеличить предложение, в   консолидированной отрасли, где несколько игроков контролируют объем предложения, как сейчас на   рынке контейнерных перевозок, динамика иная.

То   же самое происходит в   сфере жилищного строительства, где запасы остаются на   рекордно низком уровне. Подобная динамика прослеживается и   в   работе авиакомпаний до   пандемии: инвесторы наказывали консолидированную отрасль каждый раз, когда она пыталась слишком сильно нарастить мощности.

Реакция на   рост

Вопрос в   том, сколько отраслей подпало под эту модель и   как они отреагируют на   потенциально более сильный рост экономического спроса в   2021   году?

Нет ничего плохого в   эволюции индустрии контейнерных перевозок до   ее   нынешнего олигополистического состояния. Тридцать лет назад участники отрасли обнаружили, что эффективнее воспринимать ее   как товар с   взаимозаменяемыми судами и   контейнерами, позволяя глобальным перевозчикам выполнять плановые регулярные рейсы. Затем, когда спрос упал после сокращения мировой торговли из-за экономического спада в   2008   году, снижение расходов и   консолидация были вполне обоснованы для поддержания или роста прибыли вместо инвестирования в   расширение экономически нецелесообразных мощностей.

Это жизненный цикл развития отрасли, когда увеличение спроса приводит к   тому, что множество игроков борются за   долю рынка, как сегодня в   облачном программном обеспечении. Поначалу самый большой риск   — это конкурент, который развивается быстрее и   вытесняет вас с   рынка. Но   затем замедление темпов роста отрасли приводит к   сокращению издержек и   консолидации, и   компании больше ориентируются на   риск экономических спадов.

Такие сферы, как строительные фирмы и   авиакомпании, стали более консолидированными, пережив финансовые кризисы в   последние 20   лет. Спад в   жилищном секторе в   конце 2000-х годов привел к   банкротству многих мелких строительных фирм, в   то   время как крупные застройщики, зарегистрированные на   биржах, захватили долю рынка, а   большие и   устойчивые балансы стали конкурентным преимуществом. Авиакомпании столкнулись с   сокращением пассажиропотока после терактов 11   сентября и   финансового кризиса 2008   года, что привело к   банкротствам, слияниям и   сокращению числа перевозчиков.

Планы по   расширению

Что   же происходит, когда фискальные стимулы используются для обеспечения устойчивого роста в   экономике, пострадавшей из-за кризисов и   медленного роста? Со   временем, если удастся увеличить доходы, даже консолидированные отрасли получат дополнительные возможности для удовлетворения повышенного спроса, что подтверждают такие технологические компании, как Amazon.com Inc., Alphabet Inc., Google и   Microsoft Corp. В   случае устойчивого роста контейнерные перевозки, жилищное строительство и   авиастроение со   временем увеличат мощности на   своих условиях, чтобы извлечь прибыль из   роста.

Но, возможно, это произойдет не   в   2021   году. Для реализации планов по   расширению мощностей, особенно если они связаны с   огромным реальным миром товаров и   инфраструктуры, потребуются большие расходы и   долгие годы. Прежде чем беспокоиться о   несостоятельности, руководителям корпораций, возможно, придется приложить немало усилий, чтобы избавиться от   последствий прошлой весны, когда они перешли в   режим выживания, не   зная, восстановится   ли спрос и   будут   ли у   них финансовые возможности, чтобы дотянуть до   этого момента.

В   течение нескольких кварталов консолидированные отрасли с   ограниченными мощностями, переживающие всплеск спроса, могут получить неожиданную прибыль. Возможно, это означает рекордную прибыль для отрасли контейнерных перевозок уже сейчас, для строителей в   середине года, а   для авиакомпаний, когда потребители решат, что путешествовать безопасно, и   поспешат сесть в   самолеты, чтобы отправиться в   отпуск и   встретиться с   родственниками и   друзьями.

Политики должны рассматривать это как издержки ведения бизнеса по   мере восстановления роста и   использовать при этом все возможные рычаги, чтобы стимулировать компании к   увеличению инвестиций и   рабочих мест в   ответ на   улучшение условий роста, а   не   просто фиксировать прибыль.

Если в   этом году инфляция немного вырастет, реальный экономический рост немного снизится по   сравнению с   ожиданиями, а   прибыль снова опередит темпы найма персонала, следует рассматривать это как переходную фазу, поскольку компании приспосабливаются к   повышенному экономическому спросу. Главное, чтобы государственная политика продолжала обеспечивать условия для более быстрого роста, а   не   уничтожать любые очаги инфляции.

Добавить комментарий