Проблема нехватки чипов решится сама собой | ProFinance.Ru

Прoблeмa нexвaтки чипoв рeшится сaмa сoбoй

FIG.1

Кризис в   одной компании   — это возможность для другой. Нехватка полупроводников взвинтила прибыли таких компаний, как Nvidia, чьи микросхемы повсюду: от   видеоигр до   платформ машинного обучения и   центров обработки данных. Такой ажиотаж сыграл на   руку производителям, но   для некоторых покупателей стал проблемой.

Среди жертв   — автопроизводители, превратившие свою продукцию в   компьютеры на   колесах. Прибыль Ford, второго по   величине американского автопроизводителя, в   последнем квартале упала вдвое на   фоне нехватки чипов. Аналитики утверждают, что в   этом году отрасль может произвести на   5   млн автомобилей меньше, и   все из-за отсутствия их   мельчайших компонентов.

Трудности испытывают не   только автокомпании. Apple и   Microsoft тоже не   останутся в   стороне. Даже политики вмешиваются в   это дело   — в   конце августа вице-президент США Камала Харрис посетит Вьетнам, где процветает электронная промышленность. Ангела Меркель, канцлер Германии, пожаловалась на   небольшую долю Европы в   мировом производстве микросхем.

Дефицит наложился на   внезапный рост спроса. Производство чипов   — циклический бизнес, который на   протяжении десятилетий в   период между пиками и   спадами демонстрирует уверенный рост, так как компьютеры используются во   всех сферах общества. Все усугубила пандемия   — из-за локдауна покупатели проводили гораздо больше времени в   интернете и   чаще использовали свои устройства. Результатом и   стал резкий рост спроса на   гаджеты и   полупроводники, которые питают центры обработки данных.

Рыночная капитализация Nvidia

FIG.2

Источник: The Economist

Кризис привел к   трем последствиям. Во-первых, инвестиционный бум. Такие крупные производители, как Intel, Samsung и   tsmc в   следующие несколько лет планируют потратить сотни миллиардов долларов на   дополнительные мощности. Как это и   происходит на   многих рынках, лучшее лекарство от   высоких цен   — высокие цены.

Во-вторых, покупатели адаптируются так   же, как и   производители. Когда в   начале пандемии спрос рухнул, автоиндустрия сократила свои заказы у   производителей чипов. Однако как только спрос восстановился, автомобильная промышленность оказалась в   самом конце очереди из-за долгого выполнения заказов и   конкуренции со   стороны другой крупной влиятельной технологической индустрии.

Этот неприятный опыт побудил автопроизводителей ужесточить контроль над поставками самых необходимых компонентов. Следуя примеру Tesla, Volkswagen объявил о   планах самостоятельно заняться разработкой чипов. Некоторые   же фирмы налаживают более тесные отношения с   производителями микросхем. Например, японский гигант Toyota относительно хорошо пережил дефицит, так как медленнее сокращал заказы в   начале пандемии. В   июне Роберт Бош, крупный поставщик автомобильных запчастей в   Дрездене, заработал €1   млрд ($1,2   млрд). Пересмотренные цепочки поставок будут более устойчивыми.

В-третьих, нежелательным последствием стал всплеск «технонационализма». Америка планирует выделить миллиарды долларов на   то, чтобы вернуть своих чипмейкеров из   Восточной Азии. Европа хочет удвоить свою долю в   мировом производстве до   20% к   2030   году. Даже Великобритания заявила, что небольшая фабрика по   производству микросхем в   Уэльсе   — вопрос национальной безопасности.

Есть мнение, что чипы стали «командными высотами» экономики, подобно нефтеперерабатывающим и   автомобильным заводам в   20   веке. Концентрация производства в   Тайване представляет собой неудобный геополитический риск. Однако, как выяснили правительства прошлого века, субсидии приводят к   производственным переизбыткам. Это, в   конечном счете, ведет к   еще большему количеству требований к   государственным деньгам для поддержки неконкурентоспособных предприятий. Нехватка чипов решится сама собой. Правительствам нужно устоять перед искушением вмешаться в   эту проблему.

Добавить комментарий