Рoст цeн нa прoдoвoльствиe мoжeт вынудить Бaнк России вновь повысить ставки в октябре
Динамика продовольственной (белым) и потребительской инфляции (голубым) в России в % г/г. Данные: Федеральная служба государственной статистики, источник: Bloomberg
Жаркое лето сменилось во многих сельскохозяйственных регионах России дождливой осенью. Это означает, что ЦБ РФ может оказаться вынужден продолжить повышать ключевую ставку и затем сохранять ее на высоких уровнях дольше, чем ожидалось раньше.
Регулятор внимательно следит за ситуацией в сельскохозяйственном секторе, так как доля продовольствия в потребительской корзине россиян, которую он использует для расчета потребительской инфляции, составляет 40%, что заметно выше, чем во многих странах мира. Борщевой набор, который включает в себя свеклу, картофель, капусту и морковь, начал быстро дешеветь прошедшим летом, однако в августе этот тренд замедлился из-за проблем со своевременной уборкой урожая. Об этом глава ЦБР Эльвира Набиуллина сообщила журналистам 10 сентября после заседания регулятора по вопросам денежно-кредитной политики, по результатам которого ключевая ставка была повышена на 0,25% до 6,75%.
«Поэтому выводы делать рано (о дальнейшей динамике продуктовой инфляции)», — заключила банкир.
С тех пор мы видели мало признаков замедления роста потребительских цен, и инфляция остается на повышенном для данного времени года уровне, отмечают экономисты. Это увеличивает вероятность того, что на ближайшем заседании 22 октября Банк России повысит ключевую ставку больше чем на 0,25%.
Текущая ситуация такова, что сезонная дефляция завершилась на одну-две недели раньше обычного, а инфляция начала расти более активно, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По его словам, это сделало вероятность повышения ставки в РФ на 0,25–0,50% в октябре довольно высокой.
В этом году Банк России повысил ключевую ставку уже на 2,50%, оказавшись одним из наиболее агрессивных ЦБ развивающихся стран. Несмотря на это инфляция остается в области пятилетних максимумов, а результаты опросов говорят о том, что инфляционные ожидания российских домохозяйств не отступают с достигнутых летом пиковых значений.
«В отличие от многих других центробанков, ЦБР не может позволить себе игнорировать краткосрочные колебания цен на сырье. Инфляционные ожидания уже растут, усугубляя всплеск цен, который в других условиях мог бы оказаться временным», — отмечает экономист Bloomberg Economics по России Скотт Джонсон.
Теперь дальнейшая динамика инфляции в стране будет зависеть от времени окончания сбора урожая и его объема, полагает министр экономики РФ Максим Решетников. Сложность текущей ситуации заключается в том, что в этом году погодные условия еще больше усложнили прогнозирование урожая, отмечают работники с/х сектора.
«Обычно в это время мы уже понимаем, каким будет урожай, но сейчас мы находимся только в середине его уборки. Если завтра будут заморозки, то урожай пропадет», — говорит руководитель аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей (Картофельный Союз) Татьяна Губина.
Мировые цены на продовольствие находятся в области шестилетних максимумов на фоне подорожания всех видов с/х продукции от соевых бобов до пальмового масла, которое обусловлено перебоями в цепочке поставок и неблагоприятной погодой.
Урожай с/х продукции в России, каким бы он ни оказался, сможет мало на что повлиять, учитывая глобальную продовольственную инфляцию, полагает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Эксперт полагает, что по результатам сентября потребительская инфляция в стране может достичь 7,1–7,2% и вынудить Банк России повысить ключевую ставку в октябре.