Рынок POS-кредитования в России

Рынoк POS-крeдитoвaния в Рoссии

POS-кредитование, то есть предоставление кредитов физлицам в торговых точках, в РФ развивается теми же темпами, что и кредитование населения в целом. За 11 месяцев 2017 г. кредиты им выросли на 11,6%, по данным ЦБ России. В то же время и POS-кредиты подняли объём на 11%. Это говорит о «естественности» данного продукта для банков и населения, его прочности на рынке, соответствии ситуации и потребительским настроениям людей.

А ведь ещё в 2015 г. объёмы POS-кредитования рухнули почти на четверть — с 258 млрд. руб. в 2014 г. до 195 млрд. руб. Это произошло из-за резкого роста ставок, курса доллара и цен товаров, резкого падения доходов населения. Но уже с 2016 г. происходит постепенный отход от шока, и торговые кредиты повышаются на 17% от «низкой базы» прошлого года. Соответственно, в 2017 г. продолжилась тенденция восстановления. И объёмы в 234,5 млрд. руб. за 11 месяцев могут означать возврат к годовому уровню докризисного 2014 г. , поскольку декабрь был способен дать традиционный сезонный всплеск показателя.

Каковы причины восстановления? Снижение роста цен, инфляция составила 2,5% в 2017 г. , что сделало многие товары доступнее для людей. Значимо уменьшилась, соответственно, и ключевая ставка ЦБ — с 10% до 7,75%. И хотя торговые экспресс-кредиты традиционно более дорогие, проценты снижаются и по ним.

С другой стороны, есть и проблемы, риски, ограничения в POS-кредитовании. Реальные доходы населения продолжают снижаться, и в 2017 г. они уменьшились на 1,7%. Поэтому рост кредитов может быть проявлением вынужденной ситуации, когда для людей нет возможности оплатить покупку сразу, и они прибегают к займам. Это создаёт и опасность неплатежей, особенно для POS-кредитов, когда решение принимается на основе поверхностного скоринга клиента. Как отмечает НБКИ, до 20% банковских потребкредитов имеют просрочку.

Всё это снижает рентабельность данного бизнеса для банков — из-за уменьшения процентов и дополнительных сопутствующих доходов, риска неплатежей. Поэтому можно предположить, что в 2018 г. объём рынка, восстановившись к докризисному уровню, уменьшит темп роста.

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК ТелеТрейд