Xaлид aль-Фaлиx, министр энeргeтики Сaудoвскoй Aрaвии, пoпытaлся всeлить рынкaм увeрeннoсть, скaзaв o тoм, чтo Oргaнизaция стрaн-экспoртeрoв нeфти (ОПЕК) будет продолжать поддерживать идею снижения уровней добычи до конца текущего года.
Также он постарался убедить всех, что стоимость барреля будет подниматься, намекая, что нефтекартель может дать свое согласие на пролонгацию снижения на 9 месяцев, а не на полгода.
После снижения добычи ОПЕК и странами вне картеля глобальный профицит в ближайшей перспективе будет падать, и это положительный момент. Однако приведет ли это к росту цен на нефть?
Пока никто не может дать ответ на этот вопрос, поскольку более высокий уровень добычи внутри самой ОПЕК может разочаровать инвесторов.
Ливийская национальная нефтекорпорация объявила о том, что она нарастила добычу до максимума двух лет, до 796 тыс. баррелей в день.
И это вселяет волнение «нефтебыкам». В течение большей части I квартала боевые действия в Ливии не позволяли добыче подниматься, и в день уровень добычи составлял 500 тыс. баррелей.
Перебои в поставках являлись одной из «бычьих» новостей, учитывая сохранение избыточности предложения на рынке. Однако, похоже, все в прошлом. Сейчас уровень добычи – на максимальной точке с октября 2014 года.
Вместе с тем к концу лета этого года Ливия будет стремиться нарастить добычу до 1,2 млн баррелей в день. Такая цифра кажется почти невероятной, однако в последние несколько месяцев Национальная нефтекомпания страны усиливала добычу на 100 тыс. или даже 200 тыс. баррелей в день только лишь за ночь.
В конце прошлого месяца появилась информация о том, что ливийская добычи нефти составила 700 тыс. баррелей в сутки, а еще через несколько дней она была на уровне 800 тыс. баррелей. Поэтому в данном случае не стоит исключать того, что Ливия может прийти к своей цели. Если это станет реальностью, только одна эта страна добавит на глобальный рынок 400 тыс. баррелей в день.
Еще один фактор, играющий в пользу Ливии, – развитие политического процесса. Кстати вот нашел отличное приложение Олимп Трейд мобильная версия сам пользуюсь очень удобно, всегда под рукой. Ливию раздирала политическая борьба между соперничающими группировками в той же степени, что и между боевиками, поэтому то, что правительства востока и запада пришли к соглашению о создании единых институтов и национальной армии в начале этого месяца – хорошая новость, говорящая о некоторой степени примирения.
Нигерия – еще одна страна, которая может нарушить планы ОПЕК.
Reuters сообщает о том, что Royal Dutch Shell работает над испытанием своего экспортного нефтепровода Trans Forcados, который в течение большей части года не функционировал.
В начале прошлого года «Мстители дельты реки Нигер» успешно атаковали нефтяную инфраструктуру Нигерии, сократив общий объем поставок более чем на 0,5 млн баррелей в сутки.
Forcados являлся одной из самых важных целей, поскольку этот трубопровод отвечает за экспорт 200-240 тыс. баррелей в сутки. Агентство сообщило о том, что экспорт может вновь вернуться в ближайшие выходные.
И Нигерия, и Ливия имеют освобождение от снижения уровней добычи в рамках соглашения ОПЕК, именно поэтому страны не связаны никакими международными соглашениями, чтобы удерживать добычу на определенном уровне.
Фактически обе страны очень нуждаются в более высоком уровне производительности. Нет никаких гарантий, что они могут преуспеть в возвращении необходимых уровней в оперативном режиме, однако уже в 2017 году вместе они могут поднять добычу приблизительно на 800 тыс. баррелей в сутки.
Это более чем нивелирует снижение добычи саудитов в рамках сделки с ОПЕК, а на долю королевства пришлось две трети всего сокращения этой группы. Несмотря на то что этого может и не случиться, вероятность все же есть.
Ирак – третья угроза ОПЕК.
Ирак подлежит производственным ограничениям, даже если некоторые иракские чиновники настаивают на том, что они также должны получать льготы.
Ирак дал свое согласие на снижение добычи на 210 тыс. баррелей в день в ноябре 2016 года и старался не отходить от соглашения, хотя и не полностью.
В течение первых трех месяцев года республика сократила добычу, однако цель не была достигнута. Тегеран еще имеет время, чтобы выполнить обещание, поскольку сделка рассчитана на первое полугодие, однако для этого придется добиться еще более существенного сокращения уровней добычи, чтобы уменьшить средний показатель.
Еще большее беспокойство ОПЕК вселяет тот факт, что несколько комментариев от ряда влиятельных должностных лиц Ирака намекают на наращивание добычи.
Министр нефти Ирака в начале года заявил о том, что его страна может в 2017 году увеличить производство до 5 млн баррелей в сутки. Он вполне мог иметь в виду пропускную способность, а не то, что будет фактически произведено, однако это будет значительно выше обещанного лимита страны в 4,35 млн баррелей в сутки.
Сейчас пока еще все признаки указывают на пролонгацию соглашения 25 мая.
Однако Ирак может подорвать решительность организации, если страна все же будет настаивать на исключении из правил.
Или, вполне возможно, Ирак даст свое согласие на продление соглашения, однако и дальше не будет соблюдать условия на 100%.
В результате это может привести к более слабому соблюдению со стороны других членов сделки, особенно если стоимость барреля будет подниматься достаточно сильно.
Однако Ливия и Нигерия – особые страны, которые могут наращивать новые объемы не обращая внимания на то, чего хочет организация.