В Вeликoбритaнии нoвaя мoдa — стoять в oчeрeди зa бeнзинoм
В пoслeдниe дни бритaнскиe вoдитeли в панике покупают бензин, что приводит к длинным очередям, закрытию заправочных станций и опасениям, что врачи и учителя не смогут добраться до работы.
Правительственные министры постоянно заверяют, что в Великобритании нет недостатка в топливе, но с конца прошлой недели очереди к бензоколонкам увеличились.
Люди заправляют свои машины на заправочной станции BP во время топливного кризиса в Бери-Сент-Эдмундс. SOPA Images | LightRocket | Getty Images
По данным автомобильной организации RAC, рост спроса привел к тому, что с пятницы цена топлива ползет вверх. Между тем, британский розничный торговец Halfords сообщил, что продажи канистр, которые многие автомобилисты используют для хранения бензина, за выходные увеличились на 1 656%.
Нефтяные гиганты BP и Esso Exxon Mobil подтвердили в пятницу, что они временно закрыли несколько своих заправочных станций в Великобритании из-за нехватки водителей в отрасли, которая повлияла на их цепочки поставок. Проблема стала более распространенной на этой неделе после того, как потребители накапливали запасы. По данным Британской ассоциации розничных торговцев бензином, к понедельнику некоторые операторы заправочных станций сообщили, что 90% их станций были опустошены.
Во вторник министр транспорта Грант Шаппс сказал Sky News, что на рынке наблюдаются «первые очень предварительные признаки стабилизации складских запасов на АЗС», хотя он признал, что это пока не отразилось на длинных очередях.
Почему люди в панике покупают?
По данным британского правительства, в Великобритании большие запасы бензина. Министр окружающей среды страны Джордж Юстис заявил BBC в понедельник, что единственная причина, по которой на бензоколонках заканчивается топливо, — это люди, которые покупают товар, когда он им не нужен.
Паника возникла из-за логистической проблемы доставки этих товаров потребителям. По оценкам, в Великобритании не хватает 100 000 водителей грузовиков, а это означает, что поставки бензина и других товаров сталкиваются с серьезными перебоями. Правительство предприняло некоторые шаги, чтобы помочь стабилизировать цепочку поставок, в том числе переведя армию в режим ожидания для помощи в доставке топлива, но среди потребителей по-прежнему присутствует беспокойство по поводу ситуации.
Фактически, большая часть вины в хаосе лежит на «тревоге, тревоге, тревоге», по словам Катрин Янссон-Бойд, доцента психологии потребителей Британского университета Англии Раскин.
«Панические покупки обычно подпитываются некоторым уровнем неопределенности», — сказала она CNBC во вторник во время телефонного разговора. «У нас было много исследований во время [пандемии], которые показывают, что люди были очень обеспокоены — люди, конечно, не осознают этого, но они были очень обеспокоены. А это означает, что уже есть основания для того, чтобы люди начали проявлять повышенную озабоченность».
Янссон-Бойд добавила, что «страх упустить эффект» срабатывает, когда люди видят отчеты и изображения других людей, выстраивающихся в очередь за бензином.
«Люди думают: «Боже мой, если это делают все остальные, должна ли я это делать?»- объяснила она.
«Они продолжают слышать об этом, но не видят решения. Если вы думаете, что туалетная бумага и Covid в начале пандемии это что-то другое. Это именно то же самое. Не было [предложено] решения. Люди чувствовали, что им нужно что-то делать, и даже если это неразумно, мы чувствуем, что, если мы что-то не сделаем, все пойдет не так, как надо. Так что люди идут и покупают вещи, даже когда они в этом не нуждаются».
В последние дни правительство объявило о мерах, направленных на минимизацию перебоев в поставках, таких как временные визы для водителей грузовиков и приостановление действия законов о конкуренции в топливной отрасли. Однако трехмесячные визы подверглись критике как недостаточные для привлечения иностранных водителей, в то время как поставщики топлива и министры продолжают настаивать на том, что проблема не в фактической переработке и поставке бензина.
«Пока правительство говорит, не паникуйте, недостатка нет, люди не слышат о решении», — сказала Янссон-Бойд CNBC. «То, что людям нужно, чтобы успокоиться в этой ситуации, — это хорошо продуманные решения, которые убедят их, что власти разобрались с этой проблемой. Но ничего этого нет. Тогда усиливает беспокойство, а это означает, что люди, к сожалению, будут продолжать заниматься такими иррациональными паническими покупками».
Доминик Пильмайер, преподаватель маркетинга в бизнес-школе Университета Сассекса, также сказал CNBC во вторник, что люди ходят на заправочные станции и часами ждут только потому, что они обеспокоены.
Пильмайер участвовал в эксперименте во время пандемии, чтобы оценить, что может побудить людей к панике, и обнаружил, что простого показа людям изображений пустых полок в супермаркетах было достаточно, чтобы повысить уровень их беспокойства и восприятия опасности.
«Увидеть — значит поверить, поэтому, когда люди видят эти изображения, это вызывает реакцию, и интенсивность реакции зависит от того, были ли вы когда-либо в подобной ситуации, когда чувствовали себя уязвимыми и беспомощными, или где у вас есть ощущение, что величина ситуации больше, чем ваша личная сила, чтобы ее преодолеть», — сказал он в телефонном разговоре. «В ситуации, когда вы знаете, что поблизости просто нет топлива, у людей возникает очень сильная реакция, когда они чувствуют желание выйти и поискать заправочную станцию, которая все еще обслуживает клиентов. Таким образом, в этом смысле правительство может говорить все, что угодно, потому что, пока есть изображения, это то, что вызовет реакцию».
Пильмайер добавил, что изображения в средствах массовой информации или на платформах социальных сетей вызывают больший резонанс у публики, чем то, что им рассказывают политики, «потому что они видели это собственными глазами, и это действительно трудно забыть».
Что вызывает дефицит?
Проблема с поставками топлива на самом деле вызвана не нехваткой бензина, а серьезной нехваткой водителей грузовиков.
По оценкам Британской ассоциации автомобильных грузоперевозок, в Великобритании существует нехватка в 100 000 водителей грузовиков, которая усугубляется множеством факторов, включая изменения в регулировании занятости и пандемию, а также Brexit.
По оценкам отраслевого аналитического центра Driver Require, 15 000 водителей грузовиков из ЕС покинули Великобританию во время пандемии Covid-19.
Пандемия также помешала появлению новых водителей. По данным RHA, только 15 000 человек смогли успешно пройти обучение в 2020 году — это на 25 000 меньше, чем в предыдущем году.
Британское правительство попыталось уменьшить давление, вызванное массовым бегством водителей из ЕС, введя тысячи временных виз накануне Рождества. Но без обучения или найма водителей, которые могут заполнить образовавшуюся пустоту в долгосрочной перспективе, экспертов беспокоит продолжительность кризиса.
«Откровенно говоря, страна не рассчитана на то, чтобы люди покупали в пять раз больше топлива, чем они покупают за неделю. Это просто выбило из колеи нормальную работу цепочки поставок. Очень сложно удовлетворить этот спрос за очень короткий период времени», — сказал во вторник CNBC «Squawk Box Europe» Джо Армитидж, ведущий аналитик британской политики Global Counsel.