Зa минувший мeсяц дoллaр изряднo пoистрeпaлся, сдaвaя свoи пoзиции eдинoй eврoпeйскoй вaлютe и фунту. При этом основной движущей силой вновь стала политика, причем исключительно в Старом Свете.
Главным источником вдохновения для единой европейской валюты стали итоги первого тура президентских выборов во Франции, где победил Макрон. Сам лидер президентской гонки, который еще полгода назад даже не был известным публичным политиком, за короткий срок усилиями европейских политиков и СМИ был превращен в знамя европейской интеграции, глобализации и либерализма. Несмотря на то что победил он с небольшим перевесом, эйфория в европейских СМИ была столь сильной, что все проигнорировали попадание во второй тур Ле Пен, на которую чуть ли не повесили ярлык главного врага всего хорошего. Хвалебные аккомпанементы в адрес Макрона приглушили даже разгон демонстрации школьников в Париже с применением слезоточивого газа. При этом 1 мая столкновения с полицией уже сопровождались коктейлями Молотова и прочими фейерверками. Но рынки упорно цепляются за Макрона, который обещаем им, что все останется как есть и никаких изменений не будет.
Очевидно, что инвесторам нужна передышка после Brexit’a и победы Трампа. Столь стремительные изменения лишь пугают. Вот и цепляются они за евро, который пока выглядит стабильнее и понятнее доллара. Именно из-за этого инвесторы с такой эйфорией воспринимают Макрона.
А в Великобритании процесс выхода из состава Европейского Союза вышел на новый уровень. Не секрет, что почти весь политический и деловой бомонд Соединенного Королевства крайне негативно воспринимает итоги референдума, в надежде найти лазейки, чтобы аннулировать его результаты. Естественно, что это порождало лишь больше неопределенности, которая и не позволяла фунту скорректироваться после Brexit’a. Новая премьер-министр решила исправить ситуацию, назначив досрочные парламентские выборы, которые пройдут 8 июня. Перезагрузка политической системы с новым мандатом для Терезы Мей как раз для завершения процедуры выхода из Европейского Союза как минимум делает ситуацию более понятной и предсказуемой. Так что у фунта был отличный повод для коррекции.
Тем не менее, стоит посмотреть и на реальное положение дел как в США, так и в Европе.
Безработица в США продолжает снижаться, достигнув отметки в 4,5%, что является довольно низким показателем. А вот инфляция замедлилась, правда, продолжая оставаться выше целевого уровня в 2,0%, и находится теперь на отметке 2,4%. И хотя еще недавно были предположения, что ФРС повысит ставку рефинансирования лишь еще один раз до конца текущего года. Состояние рынка труда и инфляция указывают на то, что регулятор выполнит свое обещание. При этом темпы роста промышленного производства ускорились до 1,5%, а розничные продажи до 5,2%. В целом видно, что экономическая ситуация в США довольно неплохая и благоволит росту ставки рефинансирования до 1,5%.
Безработица в Европе продолжает оставаться высокой, на уровне 9,5%. А вот инфляция замедлилась до 1,5%. Очевидно, что ЕЦБ упускает возможность для начала нормализации монетарной политики. Рост промышленного производства ускорился до 1,2%, а розничные продажи до 1,8%. Как видно, динамика схожа с американской, вот только показатели явно слабее, и серьезный рост единой европейской валюты обусловлен исключительно политическими факторами, точнее, надеждой на то, что в Европе будет остановлена волна перемен, захлестнувшая США и Великобританию.
В самой Великобритании уровень безработицы пока стабилизировался на отметке 4,7%, а инфляция на 2,3%. В некоторой степени это лучше, чем положение дел в США и континентальной Европе. Чего нельзя сказать о промышленности, темпы роста которой замедлились до 2,8%, а розничные продажи до 1,8%. Получается, что фунт продемонстрировал отличный рост на фоне негативной экономической динамики. В случае если рынки разочаруются в итогах досрочных парламентских выборов, это грозит фунту сильным ослаблением. Если честно, для этого будет достаточно хороших новостей из США, например таких, которые усилят уверенность еще в двух повышениях ставки рефинансирования.
Очевидно, что в мае ФРС не будет повышать ставку рефинансирования, но всех будут интересовать комментарии регулятора, которые должны прояснить ситуацию относительно сроков и темпов повышения. При этом ожидается рост безработицы до 4,6%, а инфляции до 2,6%. Учитывая, что инфляция будет расти, а безработица пока остается ниже 5,0%, рынки могут довольно позитивно воспринять эти данные. хотя есть существенный момент, не особо зависящий от американской статистики. Вместе с тем ожидается замедление темпов роста промышленного производства до 0,7%, тогда как розничные продажи могут сохранить свои темпы роста.
Главной угрозой для доллара являются выборы в Европе. И речь не только о Франции. В Германии скоро состоятся выборы в бундестаг, и Меркель, которая воспринимается так же, как и Макрон, намерена сохранить за собой пост федерального канцлера, занимаемый ею с 2005 года. Очевидно, что европейские СМИ будут петь дифирамбы именно Макрону и Меркель, выставляя их спасителями демократии и глобализации. Информационный прессинг будет столь сильным, что это неизбежно начнет способствовать укреплению единой европейской валюты. Вопрос лишь в том, насколько СМИ смогут демонизировать Ле Пен и каковы будут итоги второго тура во Франции, который состоится 7 мая. В Германии до этого пока еще далеко.
Вместе с тем в Европе ждут снижения уровня безработицы до 9,4% и рост инфляции до 1,9%. А вот темпы роста промышленного производства могут замедлиться до 0,6%, тогда как от розничных продаж ожидается рот до 2,1%. Так что макроэкономическая динамика ожидается несколько лучше, чем в США. Но, как уже отмечалось ранее, сами показатели пока слабоваты, тем более что инвесторы больше ориентируются на политику ФРС. Но выборы в основных странах зоны евро могут способствовать укреплению единой европейской валюты.
В Великобритании же многое будет зависеть от настроений избирателей, которые будут определяться во второй половине месяца. Если позиции сторонников Brexit’a могут усилиться в парламенте, то вопрос по выходу из Европейского Союза будет решен. Это снимает неопределенность, а так же риски политического кризиса, что благотворно скажется на фунте.
Однако не стоит забывать и про экономическую динамику. Важнейшим событием станет заседание правления Банка Англии, но вероятность того, что регулятор повысит ставку рефинансирования, стремится к нулю. Тем более что на носу выборы, и идти на такой шаг в этой ситуации будет опрометчиво. Тем более что прогнозируется рост безработицы до 5,1% вместе с возможным ускорением инфляции до 2,4%. Конечно, рост инфляции воспринимается как позитивный фактор, но не на фоне роста безработицы. Промышленное производство должно сохранить свои темпы роста, в отличие от розничных продаж, которые могут ускориться до 2,0%. Если не считать безработицы, то экономическая динамика в Великобритании ожидается лучше, чем в Европе или США, но как неоднократно отмечалось, все будет зависеть от настроений избирателей.
Мы продолжаем наблюдать все ту же картину, когда политические или новостные факторы преобладают над реальным положением дел в экономике, а это чревато взрывными и непредсказуемыми колебаниями на рынках.
В любом случае если события будут развиваться в том же русле, то евро имеет все шансы укрепиться до 1,1000, а фунт до 1,3100. Очень многое зависит от итогов второго тура президентских выборов во Франции, и довольно сложно делать выводы на основании социологических опросов, результаты которых уже опровергались итогами референдума в Великобритании и выборов в США. Если случится невероятное и Ле Пен станет новым президентом Франции, единая европейская валюта устремится вниз и отметка в 1,0700 не кажется такой уже фантастической. И в этом случае евро потянет за собой и фунт, который может вернуться к 1,2400.
С уважением,
Аналитик: Александр ДавыдовГК ИнстаФорекс © 2007-2017