Заморозка текущих уровней добычи нефти невозможна

Нa минувшeй нeдeлe стoимoсть чeрнoгo зoлoтa нeзнaчитeльнo пoднимaлaсь, в частности за счет снижения доллара и сложной геополитической ситуации. Однако эти факторы достаточно неустойчивы, особенно перспективы приостановки добычи нефти на текущих уровнях.

Именно возможность сохранения добычи на определенном уровне стала основным катализатором роста стоимости черного золота в последние несколько дней. В прошлом аналогичная дискуссия вызывала много споров, однако в конце концов встреча ОПЕК и стран-экспортеров нефти в апреле этого года прошла без каких-либо видимых результатов.

Вместе с тем спекуляции на этом событии заставляли цены подниматься, а уже в пятницу, после комментария министра нефти Саудовской Аравии, они обвалились. Сейчас нефть торгуется относительно стабильно, находясь вблизи 49-49,5 доллара за бочку марки Brent. Интересно надолго ли?

Вне зависимости от того, будут ли заморожены уровни добычи или нет, будет очень много трендовых сплетен со стороны спекулянтов в течение сентября, и эти разговоры могут оказать сильное влияние на рынок. Вопрос состоит в самой теоретической вероятности приостановки уровней добычи.

Эта новая попытка прийти к соглашению совершается на фоне того, как саудиты, крупнейшие производители ОПЕК и фактические лидеры, обновили новый рекорд добычи на уровне 10,67 млн баррелей в сутки, что более чем на 400 тыс. баррелей выше уровней, когда происходило прошлое обсуждение приостановки добычи на текущих уровнях. Однако доходы от продажи черного золота все равно сокращаются.

За два года общая прибыль ОПЕК уменьшилась на 55%. Кувейт, Эквадор и другие страны Персидского залива хотели бы восстановления цен хотя бы до стабильных 50 долларов за бочку. Возможные пути решения проблемы, в том числе заморозка уровней, будут обсуждаться в конце следующего месяца во время неформальной встречи ОПЕК в Алжире.

Однако не стоит забывать об Ираке и Иране, которые занимают вторую и третью строчки по объемам добычи в Организации стран-экспортеров нефти. Они согласились с идеей приостановки уровней, но с важными оговорками.

Иран поддержит заморозку в том случае, если она не будет мешать кампании страны по наращиванию доли рынка. Вопрос в том, какой уровень добычи необходим Ирану, чтобы вернуться к переговорам. Сейчас озвучивается цифра в 4 млн баррелей – столько добывала страна до введения санкций. Власти страны заявляют о том, что рассмотрят предложение только после достижения цели. Это может случиться как раз во время встречи в Алжире.

Вместе с тем повышение добычи до более чем 4 млн баррелей потребует новых вложений. Иран крайне нуждается в новых контрактах, чтобы иметь возможность восстановить инфраструктуру и расширить новые месторождения. Это вполне конкретная цель Тегерана. Таким образом, вряд ли власти страны устроит показатель в 4 млн баррелей, когда Саудовская Аравия добывает максимум.

Скорее всего, реальная цель Ирана – 6,3 млн баррелей в день, то есть отметка, которую страна смогла достичь только в 1970-е годы. Вероятно, Тегеран будет настаивать на наращивании добычи внутри страны именно до рекордного значения, чтобы соответствовать Саудовской Аравии и России, которая также играет одну из важнейших ролей в переговорах.

Иран вполне мог не отрицать возможность заморозки открыто, чтобы позволить ценам подниматься, однако в действительности он вряд ли присоединится к соглашению. Другими словами, Иран будет поддерживать заморозку до того момента, пока его не попросят подписать соглашение.

В это время Ирак прикладывает все возможные усилия, чтобы максимально расширить добычу черного золота в преддверии возможных соглашений по заморозке.

Власти страны призывают международные компании нарастить инвестиции и увеличивать добычу, которая уже находится на уровне 4,78 млн баррелей в сутки.

Однако компании готовы к вложениям только в том случае, если они будут уверены в компенсациях от властей страны, которые в 2015 году не смогли обеспечить поставки, вынудив тем самым фирмы сократить инвестиции.

В это время другие страны организации, среди которых Нигерия и Венесуэла, находятся на пороге экономического упадка и нуждаются в росте стоимости нефти.

В Нигерии отмечается снижение добычи до минимума 30 лет из-за атак повстанцев в дельте реки Нигер.

Венесуэла же никак не может повлиять на свою добычу, так как ее экономика сильно пострадала от нынешнего кризиса, и власти будут рады любому росту цен.

Скорее всего, Абуджа не поддержит соглашение, власти страны захотят довести уровни добычи до максимальных отметок, после чего будут готовы поговорить о заморозке.

Еще один вопрос заключается в дате, которая будет взята за отправную точку по уровню добычи. Очевидно, что это не будут отметки января, о которых говорилось в апреле.

С того момента и Иран, и Саудовская Аравия вместе добывают на один млн баррелей больше. Может приостановка добычи на определенных уровнях вообще не имеет никакого смысла? 34 млн баррелей добываемого черного золота в сутки в рамках Организации стран-экспортеров нефти – это существенно больше 33 млн баррелей, если рассматривать показатели с точки зрения стабилизации ситуации на рынке. В целом один лишний миллион баррелей в сутки потребует дополнительного года для достижения рыночного баланса.

Если опираться на прогнозы EIA по сокращению спроса на нефть в следующем году, увеличение альтернативных источников энергии, а также на все факторы геополитики, то становится очевидным тот факт, что реальное достижение соглашения по заморозке уровней добычи почти невозможно.

Однако этот никак не мешает слухам и разговорам, которые влияют на рынок.