Зa минувший мeсяц eдинaя eврoпeйскaя вaлютa дoвoльнo сущeствeннo укрeпилaсь, a вoт фунт oстaлся тaм жe, где и был в начале месяца, хотя и ему пришлось побегать и вверх, и вниз. С единой европейской валютой все относительно понятно. Главной движущей силой стали итоги второго тура президентских выборов во Франции. Новым президентом Пятой Республики стал Эммануэль Макрон, который является сторонником евроинтеграции и глобализации. За очень короткое время усилиями СМИ его превратили чуть ли не в символ либерализма, и после его победы многие вздохнули с облегчением, так как восприняли это как окончание консервативной волны, захлестнувшей Великобританию и США. Также единой европейской валюте неплохо помогла публикация текстов протоколов заседаний ЕЦБ и ФРС. В первом случае стало понятно, что ЕЦБ рассматривает возможность начала ужесточения монетарной политики и планирует завершить программу количественного смягчения. Правда, представители ЕЦБ старались сделать все, чтобы не допустить чрезмерного укрепления евро, и постоянно заявляли, что программу стоит продлить как минимум до осени. А вот в тексте протокола заседания Комитета ФРС по операциям на открытом рынке инвесторы увидели намеки на то, что ФРС не будет повышать ставку в июне.
Фунт, конечно, подрос на фоне итогов президентских выборов во Франции, но скорее по инерции. Так что движение было несильным и непродолжительным. Также фунт довольно слабо реагировал на содержания текстов протоколов заседаний ЕЦБ и ФРС, а также на заявления их представителей. Очевидно, фунт замер в ожидании скорых парламентских выборов, которые должны снять неопределенность относительно выхода Великобритании из состава ЕС. Дело в том, что многие представители финансовой и политической элиты, даже несмотря на итоги референдума, пытались найти способ проигнорировать волю избирателей. Обновление парламента должно снять накал политического противостояния и развязать руки Терезе Мей.
Вместе с тем не стоит забывать и про макроэкономическую динамику, которая была довольно любопытной.
Уровень безработицы в Европе продолжает пусть и медленно, но сокращаться, и достиг отметки в 9,3%. Инфляция вроде подросла с 1,5% до 1,9%, но предварительные данные показали, что она вновь начала замедляться, и на этот раз до 1,4%. А вот промышленное производство уверенно растет, ускорившись с 1,4% до 1,9%. Да и рост розничных продаж ускорился с 1,7% до 2,3%, что легко компенсирует ожидаемое замедление инфляции. В целом видно, что в Европе наблюдается уверенная положительная динамика, так что у ЕЦБ достаточно причин для начала ужесточения монетарной политики. Следовательно, и без политического фактора в виде итогов президентских выборов во Франции у единой европейской валюты было немало поводов для роста.
Уровень безработицы в Великобритании снизился с 4,7% до 4,6%, а инфляция возросла с 2,3% до 2,7%. Так что основные параметры указывают не просто на возможность, а скорее на необходимость повышения ставки рефинансирования. А вот рост промышленного производства замедлился с 2,5% до 1,4%. Но это не произвело особого впечатления, так как на фоне роста инфляции темпы роста розничных продаж подскочили с 2,0% 4,0%. Все это говорит о том, что в Великобритании сформировались условия для повышения ставки рефинансирования. Но в силу того, что рынок ждет итогов парламентских выборов, фунт стоит на месте.
А вот в США все не столь однозначно. С одной стороны, безработица снизилась с 4,5% до 4,4%, а вот инфляция замедлилась с 2,4% до 2,2%. Тем не менее оба параметра находятся на уровнях, и даже лучше, нежели тот, который обозначил ФРС как минимально необходимый для повышения ставки рефинансирования. Также темпы роста промышленного производства увеличились с 1,5% до 2,2%, что, вроде, тоже неплохо. Но розничные продажи продолжают замедляться, и темпы их роста снизились с 5,2% до 4,5%, что не компенсируется даже ростом инфляции и снижением уровня безработицы. Так, стоит вернуться к содержанию текста протокола заседания Комитета ФРС по операциям на открытом рынке, в котором указывается на риски замедления экономического роста. Выходит, что, несмотря на неплохие показатели, члены Комитета видят угрозы для экономической стабильности, и явно воздерживаются от резких движений, чтобы дать экономике адаптироваться к повысившимся ставкам.
Главным событием июня будут парламентские выборы в Великобритании, и наиболее вероятно, что Тереза Мэй одержит на них победу. Свой пост она заняла с обещанием выполнить волю избирателей, получившую свое выражение в виде итогов референдума. Также премьер-министр Великобритании неоднократно заявляла, что не намерена церемониться с ЕС и будет добиваться максимально выгодных условий. Дошло то того, что она заявила, что если ЕС будет игнорировать интересы Великобритании, то Соединенное Королевство просто выйдет из переговорного процесса. Главное, что итоги выборов должны снизить внутриполитические противоречия внутри Великобритании, что положительно скажется на фунте. А учитывая позицию Терезы Мэй, это могут воспринять как негатив для единой европейской валюты. Можно предположить, что после выборов связь фунта и евро может окончательно разорваться. Учитывая, что итоги выборов приведут к росту фунта, можно практически исключить вероятность повышения ставки рефинансирования со стороны Банка Англии. Не менее значимыми будут заседания ЕЦБ и ФРС по монетарной политике. Есть вероятность, что ЕЦБ завершит программу количественного смягчения, и ведь только ожидания данного события уже подтолкнули евро вверх. Но, учитывая опасения по поводу дорогого евро, со стороны представителей ЕЦБ, маловероятно, что регулятор пойдет на такой шаг. Вместе с тем на рынке преобладают ожидания роста ставки рефинансирования ФРС, причем именно в июне. Так что только исходя из этих предпосылок можно ждать ослабления единой европейской валюты как по отношению к доллару, так и к фунту. А вот фунт на фоне выборов будет расти, даже если ФРС повысит ставку.
Теперь посмотрим на то, каковы макроэкономические ожидания, что поможет прояснить ситуацию относительно возможных дальнейших шагов центральных банков, да и покажет, каковы ожидания инвесторов.
В Великобритании ожидают роста безработицы с 4,6% до 4,7%, а вот инфляция должна подрасти с 2,7% до 2,8%. И если эти прогнозы подтвердятся, то можно будет говорить, что Банк Англии начинает терять контроль над ситуацией и ему нужно всерьез задуматься о повышении ставки рефинансирования. Кроме этого, прогнозируется ускорение темпов роста промышленного производства с 1,4% до 1,5%. С розничными продажами картина иная, так как ожидается замедление темпов их роста с 4,0% до 3,2%, что никак не компенсируется даже ростом инфляции, тем более с учетом возможного роста безработицы. Видно, что Банк Англии начинает терять контроль над динамикой инфляции, а рост цен уже становится негативным фактором для экономики. Но Банк Англии по причине выборов не будет повышать ставку рефинансирования, и ситуация может усугубиться. Но видно это будет уже позже. Более того, формирующаяся макроэкономическая картина дает повод предположить, что Банк Англии будет вынужден начать повышать ставку рефинансирования уже в этом году. Так сказать, для того чтобы не допустить перегрева. И если такие настроения возобладают, то фунт может войти в фазу устойчивого и продолжительно роста.
В зоне евро не ждут каких-либо изменений на рынке труда, и безработица должна остаться на текущем уровне. А вот инфляция, скорее всего, замедлится с 1,9% до 1,4%, что дает ЕЦБ повод повременить со свертыванием программы количественного смягчения. Темпы роста промышленного производства могут замедлиться с 1,9% до 1,2%, а розничных продаж, напротив, ускориться с 2,3% до 2,5%. Но инфляция замедляется сильнее, так что картина скорее негативная. Учитывая все это, ЕЦБ навряд ли внесет какие-то изменения в проводимую им политику, что на фоне выборов в Великобритании, а также ожиданий относительно политики ФРС, явно негативный фактор для единой европейской валюты.
Естественно, что все ждут повышения ставки рефинансирования ФРС, и пока это основной сценарий. Однако регулятор недвусмысленно намекнул, что будет руководствоваться макроэкономической динамикой, и выразил опасения относительно замедления экономического роста. Прогнозируется, что уровень безработицы останется на отметке в 4,4%, и, в принципе, это очень неплохо. Да и инфляция должна остаться на уровне 2,2%. Так что поводов для беспокойства особо и нет. Даже темпы роста промышленного производства должны ускориться с 2,2% до 2,5%, как и розничные продажи, рост которых должен усилиться с 4,5% до 4,8%. Так что складывается ощущение, что ФРС специально заговорил о рисках, чтобы охладить пыл и не дать доллару укрепиться раньше времени.
Наиболее вероятно, что в конце месяца пара евро/доллар опустится до отметки 1,0950.
Пара фунт/доллар, напротив, подрастет и остановится у 1,3200.
С уважением,
Аналитик: Александр ДавыдовГК ИнстаФорекс © 2007-2017