Кoрoнaвирус зaгoняeт рaзвивaющиeся стрaны в дoлгoвую яму
Aнaлитики прeдупрeждaют, чтo в ближaйшиe годы некоторые из крупнейших развивающихся экономик мира столкнутся с финансовым кризисом, если им не удастся снизить огромный прирост государственных расходов в ответ на Covid-19. Экономический спад, вызванный пандемией, в совокупности с ростом расходов на здравоохранение для борьбы с распространением вируса привели к резкому росту бюджетного дефицита во многих странах. Им придется сделать выбор: массовые беспорядки в случае сокращения расходов или переговоры с инвесторами о реструктуризации долгов.
Согласно данным, опубликованным Всемирным банком в прошлом месяце, развивающиеся страны объявили о поддержке в среднем в размере 5.4% от валового внутреннего продукта; в некоторых странах, включая Индию, Малайзию, Польшу, Катар, ЮАР и Таиланд, государственные расходы, связанные с пандемией, превысили 10% от ВВП.Всемирный банк заявил, что особенно уязвимы страны, зависимые от туризма, а также крупные производители сырьевых товаров, предупредив, что в развивающихся странах государственный долг достиг рекорда в 51% от ВВП, при этом многие страны, ранее имевшие профицит, в последние годы столкнулись с дефицитом, из-за чего их возможности в плане дальнейших расходов оказались ограничены.
«Если реакция [на пандемию] заключается в увеличении бюджетных расходов, то их нужно как-то финансировать. Поэтому появляются аргументы по поводу способности стран самостоятельно финансировать свои расходы», — заявил Габриэль Стерн, главный экономист исследовательской фирмы Oxford Economics.
Долги растут
На начальных этапах пандемии МВФ предупреждал, что развивающимся странам потребуется финансовая поддержка минимум в $2.5 трлн, чтобы пережить кризис — в частности, для финансирования расходов на здравоохранение и социальную защиту. Сейчас многие считают эту цифру заниженной: согласно последнему прогнозу Фонда, в 2020 и 2021 годах совокупные потери производства в мировой экономике составят $12.5 трлн.
По мнению Адама Вульфа из Absolute Strategy Research, в результате давления на государственные финансы под угрозой дефолта в следующем году могут оказаться 37% облигаций, входящих в базовый индекс JPMorgan суверенного внешнего долга развивающихся рынков. Согласно его анализу, наиболее уязвимы Египет, Замбия и Гана, в то время как такие крупные экономики, как ЮАР, Индия, Нигерия и Бразилия, также сталкиваются с повышенным уровнем риска, при этом от них не сильно отстают Турция, Индонезия и Мексика.
По данным Oxford Economics, дефицит бюджета в Бразилии и ЮАР в этом году превысит 15% ВВП. Кроме того, необходимость рефинансирования долга с наступающим сроком платежа увеличит их потребности в заемных средствах до 25% ВВП в этом году. Уильям Джексон, экономист Capital Economics по развивающимся рынкам, считает, что для поддержания уровня долга ниже 100% ВВП Бразилии потребуется сокращать бюджет на 6-7% ВВП в год в течение нескольких лет. По его словам, другие страны, включая ЮАР и Мексику, столкнулись с аналогичными проблемами.
«Трудно представить, что строгая экономия в таком масштабе будет политически приемлемой в течение какого-то периода времени, — отметил он. С довольно серьезными проблемами сталкивается огромное число развивающихся стран».
Помощь из развитых стран
Пока многим правительствам удается финансировать растущие долги на рынках облигаций благодаря всплеску ликвидности на мировых финансовых рынках и богатым местным инвесторам. Триллионы долларов, которые центральные банки развитых стран вливают на финансовые рынки в рамках пакетов стимулов, частично перетекают в развивающиеся страны, помогая компенсировать массовый отток капитала, спровоцированный на ранних этапах кризиса.
По данным Института международных финансов, в марте развивающиеся рынки облигаций лишились $33.5 млрд, однако затем приток составил почти $50 млрд. С начала апреля правительства развивающихся стран привлекли на международных рынках облигаций почти $90 млрд.
Несмотря на то, что приток капитала помог облегчить финансовое положение стран в данный момент, он также снизил потребность в поиске долгосрочных решений, одновременно усугубив проблемы с бюджетом в будущем за счет увеличения расходов на выплату процентов по долгам и выплату компенсаций.
Феникс Кален, стратег по развивающимся рынкам из Société Générale, заявил, что «мы откладываем решение проблемы, связанной с рефинансированием долга, который резко растет. .. Очень трудно разобраться с этим внезапным ухудшением финансового положения. Мы никогда раньше не видели ничего подобного».
МВФ и Всемирный банк выделили экстренную финансовую помощь, чтобы помочь беднейшим странам справиться с кризисом, а государства-члены G20 договорились ввести мораторий на погашение долга.
Худшее впереди
Но критики считают, что, сосредоточившись на долгах бедных стран, они отвлеклись от финансовых потребностей стран со средним уровнем дохода. Прошедший на выходных саммит министров финансов G20 не помог добиться значительного прогресса в обсуждении вопроса о снижении долгового бремени, несмотря на растущие призывы к действиям.
Адам Вульф из ASR отметил, что «во многих случаях реструктуризации будет недостаточно, и странам потребуется официальное кредитование. Масштабы проблемы потребуют триллионов [долларов], в то время как ответные меры исчисляются миллиардами, и, похоже, нет особых планов [сделать больше]». При этом некоторые аналитики предупреждают, что еще не все признают масштабы экономических потрясений в странах со средними доходами.
«Мы изо всех сил пытаемся представить, что произойдет в следующем году, — отметил Ричард Козул-Райт, директор отдела по стратегиям глобализации и развития в ЮНКТАД, органа ООН по вопросам в области торговли и развития. Мы гораздо менее оптимистичны в отношении V-образного восстановления, чем некоторые считают. Для развивающихся стран худшее еще впереди».