Мaлoму бизнeсу нe дo экспорта
Доля экспорта продукции и услуг малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем экспорте России составляет порядка 7%, и по прогнозам Федеральной таможенной службы (ФТС), предполагается её увеличение лишь до 9% в 2025 г. В то же время данный показатель в развитых странах гораздо более значителен — 25-35%, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А например, в Китае он свыше 50%, в Южной Корее — около 40%.
Такое отставание в нашей стране выступает следствием многих причин. Малый бизнес в целом имеет низкий удельный вес в экономике, основанной на превалировании больших госпредприятий. Кроме того, у него ограничены возможности по привлечению необходимых финансовых ресурсов, детального анализа внешних рынков, нахождения надёжных партнёров и каналов сбыта, рекламирования продукции за рубежом и пр.
В то же время потенциал здесь очень высок. ФТС отмечает, что в 2017 г. число экспортеров из МСП превысило 30 тыс., что почти вдвое уровня 2016 г. Российский Экспортный Центр (РЭЦ) — госорганизация, содействующая развитию экспорта, отмечает следующее. Подавляющая часть запросов в РЭЦ о содействии — свыше 80% — поступает именно от небольших предприятий. Причём это касается серьёзных отраслей — машиностроение, ж/д транспорт, химия, радиоэлектроника, пищевая промышленность и др.
Аналитический конъюнктурный центр при РЭЦ в конце 2017 г. провёл опрос экспортёров для анализа барьеров для их выхода на внешние рынки. Он показал, что в целом условия ведения экспортной деятельности не изменились в 2017 г. Это отметили 56% участников опроса. Об улучшении заявили 22%, об ухудшении — 14%.
Есть некоторые положительные сдвиги в использовании электронного документооборота при внешнеторговых процедурах, условиях электронной торговли, логистической инфраструктуры.
Однако этот позитив нивелируется негативными изменениями. Так, рост транспортных тарифов в качестве ухудшения условий экспорта отметили 37% опрошенных РЭЦ. Основные барьеры, затраты времени и средств у экспортёров приходятся на оформление таможенных документов, валютный контроль и налоговое администрирование.
Соответственно, для преодоления трудностей выхода МСП на внешние рынки необходимо совершенствовать поддержку со стороны государства в кредитно-финансовой, информационной, маркетинговой, административно-организационной сфере. В любом случае прежде всего от госорганов зависит, чтобы указанные экспортёрами из МСП проблемы не росли, а постепенно решались.
Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК ТелеТрейд