Oн-лaйн тoргoвля : инoстрaнцы критичнo теснят российских продавцов
Продажи через Интернет в России растут очень высокими темпами. В целом оборот розничной торговли в стране повысился лишь на 1,2% в 2017 г., по данным Росстата. Но в то же время объём продаж через Сеть потребительских товаров и услуг поднялся на 25% в 2017 г., по предварительным данным Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ). Такое опережение связано, безусловно, с удобством покупок в Интернете, более низкими ценами, а также особенностью предпочитаемого ассортимента покупателей он-лайн магазинов. Россияне покупают в Интернете одежду, электронику, бытовые товары, парфюмерию, игры и пр.
При этом интересно соотношение долей и темпов роста покупок в отечественных и иностранных интернет-магазинах. Российский сегмент e-commerce занимал в 2017 г. 63% интернет-продаж и поднялся за год по объёмам на 17,6%. Трансграничная торговля имеет долю в 37%. Но темп роста она показала на 40% в год, что обеспечило ей увеличение удельного веса с 33% в 2016 г. Это общая и очень сильная тенденция — опережение иностранными магазинами российских. Доля заграницы повышается ежегодно и неуклонно. Ведь ещё в 2010 г. она составляла лишь 8%, в 2012 г. — 19%, в 2015 г. — 29%. И конечно, среди зарубежных Интернет-продавцов с огромным отрывом лидируют китайские. На Поднебесную приходится 90% числа покупок россиян и 52% их денежных расходов на данные цели. Основной удельный вес в зарубежном e-commerce занимают площадки AliExpress и Ozon.
Таким образом, конкуренция очень жёсткая. Данные достаточно тревожные, говорящие о том, что при таком тренде иностранные Интернет-продавцы через несколько лет будут иметь долю на российском рынке выше, чем отечественные.
Парадоксально, но условия работы у иностранцев комфортнее, чем у российских Интернет-магазинов. Если торговать из-за рубежа, меньше внутренних административных ограничений, не нужны он-лайн кассы, не платится НДС. Не случайно даже российские он-лайн ретейлеры перемещаются за рубеж. Остановить такую тенденцию может обсуждаемое в правительстве выравнивание условий для внутренних и внешних продавцов. Однако здесь палка о двух концах. Такое выравнивание, вероятнее всего, приведёт к росту цен для покупателей в иностранных Интернет-магазинах.
Марк Гойхман,
ведущий аналитик ГК ТелеТрейд