Паника в Европе взвинтила цены на газ до $1600 | ProFinance.Ru

Пaникa в Eврoпe взвинтилa цeны нa гaз дo $1600

FIG.1

    Грaфик цены ближайшего (ноябрьского) на бирже ICE Futures (в долларах США за тысячу кубометров) интервалами в 1 день

Европейские цены на природный газ продолжают свое стремительное ралли: голландский контракт на ближайший месяц впервые в истории превысил порог в 134 евро за мегаватт-час. Мировые рынки газа еще больше ощутили дефицит поставок в связи с началом отопительного сезона в северном полушарии, когда ограниченное предложение не успевает за восстанавливающимся спросом. Рост затрат грозит поднять инфляцию и начинает давить на промышленное производство.

Как говорится в примечании Capital Economics, ралли «не собирается прекращаться».

«Хотя мы ожидаем, что цены на природный газ и уголь снова снизятся, они, вероятно, останутся высокими по стандартам прошлых лет и в следующем году».

Цена ближайшего (ноябрьского) фьючерса на TTF на бирже ICE Futures утром в пятницу достигла 134,040 евро за МВт/ч, или $1615 за тысячу кубометров. Котировки на газ в Европе в последнее время неразрывно сказываются на ценах на акции «Газпрома». Только во вторник фьючерсы на газ в Европе взлетели более чем на 21% с поставкой в ноябре и на 23% в декабре. Растут опасения, что у нескольких европейских стран не хватит газа на грядущий отопительный сезон.

«Мы считаем, что значительная часть этого ралли была вызвана исключительно спекулянтами», — сказал Джим Риттербуш, президент Ritterbusch and Associates в Галена, Иллинойс.

Аналитики заявили, что запасы газа в некоторых европейских странах в это время сейчас более чем на 20% ниже нормы. года. В то же время в Соединенных Штатах ожидается, что запасы достигнут примерно 3,5 триллиона кубических футов к концу октября. Аналитики считают, что этого должно хватить даже на зимний отопительный сезон в США.

Зеленый переход в ЕС  

Европейский Союз пообещал незамедлительно отреагировать, чтобы не допустить, чтобы беспрецедентный энергетический кризис задушил восстановление экономики и подорвал общественную поддержку амбициозной «зеленой» модернизации. На следующей неделе Европейская комиссия наметит меры, которые национальные правительства могут принять, чтобы смягчить удар по потребителям и бизнесу в краткосрочной и среднесрочной перспективе, — заявил глава энергетического ведомства ЕС   Кадри Симсон в среду. Они будут включать компенсацию наиболее уязвимым домохозяйствам, снижение налогов и государственную помощь компаниям.

«Этот ценовой шок нельзя недооценивать», — сказал Симсон членам Европейского парламента в Страсбурге во время дебатов по кризису. «Это наносит ущерб нашим гражданам и, в частности, наиболее уязвимым домохозяйствам, ослабляя конкурентоспособность и усиливая инфляционное давление. Если его не остановить, он рискует поставить под угрозу восстановление Европы по мере его распространения».

Чтобы повысить свою устойчивость к рыночным потрясениям в долгосрочной перспективе, ЕС планирует ужесточить правила хранения газа и безопасности энергоснабжения. Цены на газ и электроэнергию стремительно растут во всем блоке из 27 стран, поскольку восстановление спроса совпадает с ограниченным импортом газа из России и Норвегии. Аналитики ожидают, что в ближайшие месяцы расходы на электроэнергию будут продолжать расти, поскольку в Европе начинается отопительный сезон.

Рост цен произошел в связи с тем, что ЕС начал проводить масштабную реформу по сокращению выбросов. Согласно Зеленому курсу, блок хочет очистить каждый сектор, повысить цены на углерод, запретить новые автомобили с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года и перевести свое сельское хозяйство на более устойчивый путь. Главная цель — достичь климатической нейтральности к 2050 году.

В условиях кризиса, увеличивающего счета за электроэнергию по всей Европе, задача политиков состоит в том, чтобы граждане не отвернулись от «зеленой» трансформации, которая влечет за собой собственные издержки. Запланированный переход ЕС от грязного ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии является единственным долгосрочным решением энергетической проблемы региона, сказал Симсон законодателям, добавив, что рост цен имеет мало общего с климатической политикой.

Конкуренция со стороны Азии

Добавляет топлива этому ралли Китай, который призвал своих импортеров сжиженного природного газа увеличить поставки для преодоления энергетического кризиса, при этом оказывая небольшую финансовую поддержку компаниям, платящим рекордно высокие цены за охлажденное топливо. Правительство не предоставляет достаточных субсидий для недавних закупок, что затрудняет выполнение мелкими газораспределительными компаниями его требований онакоплении достаточного количества топлива до зимы, по словам трейдеров, осведомленных в этом вопросе. Хотя некоторые фирмы пока избегают покупок, в конечном итоге им, возможно, придется подчиниться пожеланиям Пекина.

Спотовые цены на СПГ в Северной Азии   поднялись   до рекордно высокого уровня на этой неделе, поскольку импортеры из Китая усиливают конкуренцию за сокращающийся пул доступных зимних поставок. Мир борется с энергетическим кризисом, поскольку восстановление после пандемии сталкивается с ограничениями поставок, в результате чего цены на топливо и электроэнергию стремительно растут.

FIG.2

    График импорта СПГ в Китай. Данные Bloomberg

Высокие цены на сжиженный природный газ могут затормозить усилия азиатских развивающихся рынков по декарбонизации своих энергетических систем, заявляет IHS Markit. Природный газ, наиболее экологически чистое горючее ископаемое, рассматривается правительствами региона как мост от грязного угля к возобновляемым источникам энергии, но он может быть экономически нецелесообразным, добавляет он.

По словам IHS Markit, это усугубляет существующие проблемы, связанные с низким внутренним производством и отсутствием инфраструктуры для импорта СПГ в некоторых странах. Таким образом, исследовательская компания считает, что более дешевые угольные мощности по выработке электроэнергии все равно должны увеличить свою долю, и ожидается, что 45 гигаватт угольных электростанций в Южной и Юго-Восточной Азии будут введены в эксплуатацию в течение следующего десятилетия.

Добавить комментарий