В этoт рaз сырьeвoй бум будeт сo стрaннoстями
Крупныe нeфтяныe и гoрнoдoбывaющиe компании снова переживают бум. Об этом свидетельствуют последние результаты деятельности компаний и рост цен на акции компаний этого сектора. На этой неделе квартальная прибыль BP утроилась по сравнению с прошлым годом, в то время как сырьевой трейдер Glencore опубликовал бычьи прогнозы по итогам за весь год. Трейдеры и аналитики говорят об очередном «суперцикле» на энергетических и сырьевых рынках.
Рост спроса на нефть, пиломатериалы, продовольственные культуры и промышленные металлы, такие как медь и железная руда, не собирается замедляться, поскольку оживление как в американской, так и в китайской экономике привело к значительному спросу на сырьевые товары.
Сырьевой индекс Bloomberg восстановился до уровней 2015 года. Учитывая, что 30% индекса составляют энергоносители, он только в апреле вырос на 8%, всего же в этом году он прибавил 15%.
В последний раз сырьевые товары достигали пика в 2011 году. Теперь же, после длительного простоя, из-за которого компаниям пришлось сократить инвестиции, фортуна повернулась к ним лицом. Однако сильный глобальный экономический рост и перебои в цепочке поставок, вызванные пандемией, привели к дефициту сырьевых товаров, когда спрос опережает предложение, по крайней мере на данный момент.
«Как правило, сырьевые циклы возникают, когда невозможно ускорить предложение, и это является краткосрочным бычьим фактором для сектора», — отметил Дэвид Келли, главный глобальный стратег JPMorgan Asset Management.
Сырьевые товары также поддерживают инвесторы, стремящиеся вложиться в «реальные» активы, которые, как правило, дорожают, когда инфляция становится серьезной угрозой для портфеля. Многие опасаются, что инфляционное давление усилится из-за очень мягкой фискальной и монетарной политики.
На этой неделе Федеральная резервная система США заявила о намерении сохранить мягкую политику в течение некоторого времени. Объем денежных средств и так резко увеличился в прошлом году. В то же время президент Джо Байден сумел добиться принятия Конгрессом законопроекта о фискальных стимулах на сумму $1.9 трлн и заявил о необходимости принятия законопроекта о расходах на инфраструктуру в размере $2.3 трлн, а также на расширение сети социальной защиты на сумму $1.8 трлн.
Инфляционные ожидания
Отметив расширение «политики по борьбе с неравенством доходов и благосостояния», аналитики Goldman Sachs прогнозируют «перегрев экономики и физическое инфляционное давление» в США.
Многие инвесторы сомневаются, что ожидаемый рост потребительских цен в ближайшие месяцы окажется «временным», как предсказывает ФРС.
Инфляционные ожидания на американском рынке облигаций выросли до самого высокого уровня за последние восемь лет. Теперь инвесторы в облигации ожидают, что инфляция составит 2.4% в годовом выражении в течение следующих 10 лет. Это выше среднего показателя в 1.75%, ожидаемого рынком с 2015 года. По мере повышения экономической активности недавний рост сырьевых товаров и инфляционных ожиданий отражает, как эти рынки подпитывают друг друга.
Это в частности сыграло на руку инвесторам, отслеживающим товарные корзины и индексируемые облигации через биржевые фонды, равно как и инвесторам, которые выиграли от роста энергетического сектора S&P 500 на треть в этом году.
Открытие экономик в ближайшие месяцы также будет способствовать росту энергопотребления. И это, скорее всего, приведет к дальнейшему росту цен на сырьевые ETF и акции энергетических и горнодобывающих компаний. По прогнозам Goldman, «сырьевые товары вырастут еще на 13.5% в течение следующих шести месяцев».
Тем не менее, как только перебои с поставками будут устранены, ралли может сойти на нет, а вместе с ним исчезнут и ожидания в отношении этого товарного мини-суперцикла.
Цены на нефть могут упасть из-за увеличения добычи в странах ОПЕК, а также использования резервных мощностей на сланцевых скважинах в США. Возможно, ожидания, что инфраструктурные проекты поддержат высокие цены на сырьевые товары в ближайшие годы, завышены, учитывая длительный процесс согласования во многих развитых странах. В Китае баланс роста также смещается в сторону от строительного сектора.
Зеленый цикл
На первый взгляд это не предвещает ничего хорошего для меди, которая поднялась выше $10 000 за тонну и приблизилась к пику 2011 года в $10 190. Однако перспективы озеленения экономики, которые поддержат медь, никель, литий и другие металлы, необходимые для производства электроэнергии и аккумуляторов, могут сформировать другой товарный цикл, который отличается от циклов, существовавших во время предыдущих бычьих ралли.
«Медь всегда была мощным циклическим индикатором, однако вполне возможно, что ее повсеместное использование приведет металл к новому циклу», — считает исследовательская компания TS Lombard, отметив высокое потребление меди при производстве солнечной и ветровой энергии, электромобилей и строительстве инфраструктуры для зарядки аккумуляторов.
Что касается BP, то она, похоже, осознает, что постепенно наступает закат нефтегазовой эры. Она планирует инвестировать в проекты с более низким уровнем выбросов углерода, стремясь при этом сохранить нефтегазовый бизнес.
Инвесторам, которые обеспокоены ростом инфляции и стремятся получить доступ к сырьевым товарам, нужно действовать избирательно.
«Судя по всему, промышленные металлы находятся в центре зеленого цикла, однако помимо этого есть несколько других областей сырьевых товаров, которые выглядят привлекательными в долгосрочной перспективе», — считает Дэвид Келли из JPMorgan.